«Репортёр» разбирается в проблемах ЖКХ по следам очередного коррупционного скандала
Энергетический скандал, разгоревшийся в Республике Коми вокруг компании «КЭС-Холдинг»1, взбудоражил общественное мнение. Тема тарифов ЖКХ в России — и так больная. А тут ведь что выясняется: жители региона переплачивали за электричество и тепло, поскольку руководство компании «договорилось» с чиновниками? А как же госрегулирование роста тарифов ЖКХ? А где контролирующие инстанции? И что вообще делать? Попробуем разобраться во всех этих вопросах.
КТО ПРИДУМАЛ ЭТИ ТАРИФЫ?
Начнём с главного — а откуда берутся те самые циферки, которые россияне видят в коммунальной платежке? Про то, что ресурсы в России сосредоточены исключительно в руках монополистов, все слышали. Как и про то, что тарифы на газ да тепло с электричеством контролирует и регулирует государство, чтобы проклятые монополии держали себя в руках и рост тарифов был экономически обоснован. Как это выглядит на практике?
Сергей Креков, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость2 объясняет:
С теплом и светом так. До недавнего времени на местах существовали региональные энергетические комиссии3, куда входили представители местных властей, самих ресурсников и приглашенные эксперты. С этого года функции такой комиссии переданы антимонопольной службе, но по сути схема мало изменилась.
Схема же простая. Ресурсоснабжающие организации подают в комиссию обоснование: мол, в 2015 году прямые затраты4 у нас выросли на столько-то, поэтому в 2016 году просим пропорционально повысить тариф. Комиссия документы рассматривает — и соглашается или отказывает… Похожая схема — и с другими тарифами.
Есть, конечно, детали. Чтобы на местах не своевольничали, тарифы регулируются ещё и сверху. В последние годы это выглядит так. Специальным постановлением правительства раз в год утверждаются так называемые предельные индексы роста платы за коммунальные услуги для каждого региона. То есть максимальный процент, на который могут подорожать вода, электричество, тепло и газ в совокупности. Но и тут есть простор для творчества. Кому из поставщиков энергоресурсов поднять тариф больше, а кому меньше — остаётся на усмотрение местных комиссий. Да и сами «предельные индексы» формируются по той же схеме, только проходят дополнительный фильтр на федеральном уровне.
Сергей Креков продолжает:
Вот именно к людям, которые входили в такую региональную комиссию в Республике Коми, теперь и возникли претензии у Следственного комитета — по делу о взятках на 800 млн. рублей. И это отнюдь не единичный случай.
В самом деле, совсем недавно, в августе, шумело дело столичных энергетиков — были арестованы экс-глава Региональной энергетической комиссии Москвы и ряд других причастных уже к столичной комиссии чиновников.
СКОЛЬКО ЖЕ РОССИЯНЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЮТ?
Какова доля «волюнтаризма» в тех тарифах ЖКХ, по которым жители Земли Русской платят — точно оценить сложно. Затраты на производство и передачу, скажем, тех же электроэнергии и тепла в разных регионах отличаются. А могут отличаться и в рамках одного региона. Проверять в такой ситуации «справедливость» расчёта тарифов для каждого конкретного муниципалитета — дело трудоёмкое.
Тем не менее, по разным оценкам, до 20% расходов поставщиков ресурсов вполне можно было бы сократить.
Павел Щипанов, аналитик компании DominionFX, комментирует ситуацию так:
Ещё несколько лет назад доля непроизводственных затрат энергетических, газовых компаний и других поставщиков ресурсов достигала почти 30%. Сейчас государство жестче стало контролировать монополии, и этот показатель уже не превышает 20-25%. Но находятся всё новые лазейки. Кроме того, сколько уже лет обсуждают, что надо по максимуму исключить посредников5 между производителями услуг ЖКХ и потребителями? Это ведь расходы, которые также закладываются в себестоимость, а значит и в тариф.
А ещё даже при существующем мутном положении дел сложно не заметить, что с ценообразованием у нас случаются «странности».
Сергей Креков констатирует:
Они видны, если посмотреть на рост тарифов за пять-десять лет по некоторым городам. В среднем этот рост укладывается в предписанные проценты, закон вроде как соблюдается. Но отдельные тарифы растут скачками, причём эти скачки никоим образом не связаны с инфляцией. Скажем, вдруг сразу резко почему-то подорожала вода, хотя никаких изменений в системе водоснабжения города не произошло. В Москве, например, несколько лет назад такой странный скачок тарифов был на электроэнергию. Что и вызвало вопросы к работе столичного РЭКа, которые привели к нашумевшим этим летом арестам.
Но чаще всего такие вещи всплывают случайно. Вот как в истории со скандалом в Коми. Пожаловался новый врио главы Коми Сергей Гапликов президенту на собственников Воркутинской ТЭЦ — мол, оборудование не ремонтируется, энергосистема накануне зимы в критическом состоянии, а владельцы только на неплатежи жалуются. Компетентные органы немедленно провели проверку и нашли много интересного, в том числе и в системе ценообразования.
КОГДА ЖЕ СГИНЕТ ЭТА «ЧЁРНАЯ ДЫРА»?
Эксперты в один голос говорят: проблемы с самой системой, когда тарифы определяются «от затрат». Даже если коммунальщики в России перестанут откровенно воровать, тарифы всё равно обречены расти, поскольку снижать затраты ресурсникам очевидно не выгодно. Сколько бы сверху ни требовали программ модернизации, как бы ни пытались контролировать и даже, страшно сказать, сажать отдельных чиновников и бизнесменов, ситуация может смягчиться, но не изменится кардинально. Просто потому, что собственникам теплоцентралей и электросетей выгоднее держать их в полу-аварийном состоянии, каждый год латать и этим обосновывать рост расходов, чем что-то модернизировать.
Власти сейчас ищут выход из положения — что делать, чтобы, с одной стороны, коммунальная инфраструктура не рассыпалась, а с другой — сдерживать тарифы и не вызвать социального взрыва. Минстрой, в частности, активно продвигает идею концессий. Это когда, скажем, водоканал передается в эксплуатацию частной компании под конкретную инвестиционную программу. Хозяином водоканала при этом остается муниципалитет, то есть государство. Частник на коммунальной инфраструктуре подзаработать может, но сначала должен, согласно договору, вложить в нее деньги. Предельные тарифы в этом случае также сразу прописываются в договоре на несколько лет вперед. Чтобы компания-концессионер знала рамки и не рассчитывала, что через годик «договорится» с чиновниками.
Глава Минстроя Михаил Мень как-то поделился с журналистами:
С приходом частного инвестора снизилось количество аварий в сфере теплоснабжения на 28%, в водоснабжении на 20,5%. Как только неэффективный ГУП или МУП6 заменяется концессионером — количество аварий и потерь снижается.
Но и тут не все хорошо. Частники-концессионеры в основном хотят работать в крупных городах. А в мелкие идти не спешат.
Сергей Креков заключает:
Проблема в том, что у нас в ЖКХ нет условий для развития частного бизнеса. В большинстве случаев, особенно в регионах, коммунальные структуры-монополисты «срослись» с местной властью. Это все какие-нибудь компании сына заместителя мэра или зятя губернатора с запутанной структурой собственности. У таких предприятий нет задачи заниматься коммерцией в нормальном смысле этого слова — зарабатывать на оказании услуг. У них другая задача — воспользоваться ситуацией, пока «свои» у власти. И вот это надо менять в первую очередь.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Россияне лишь виртуальные собственники, а потому — и вечно обманутые»
Александр Павленко, президент саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство управляющих недвижимостью «Совладение»:
Конечно, за коммуналку мы переплачиваем и об этом эксперты кричат уже более 20 лет. Но нас не слышали, поскольку эта отрасль была «отдана на кормление» некоторым нашим олигархам.
Наш эксперт рассказывает, как это происходит на примере теплоснабжения:
В тариф включены все «хотелки» ресурсников, в том числе инвестиционная составляющая, которая в денежном эквиваленте — тайна за семью печатями. Чему региональные энергетические комиссии только помогают. Теперь стали ясны масштабы этого «зла». Хотя и до того были тысячи обращений граждан в суды, предложения общественности и бизнеса сделать расчеты тарифов прозрачными...
Россияне платят по тарифу, но «в среднем», а не по факту реально потребленного тепла. Счётчиков этого ресурса в многоквартирных домах по-прежнему, как правило, нет. А значит, нет и достоверных данных о потреблении. Счётчики стоят обычно лишь в квартальных тепловых узлах. Полученные данные делятся на всех. А значит, мы платим и за потери тепла «по дороге».
Российский народ постоянно «оплачивает воздух», так как потери тепла в многоквартирных домах огромны. Коммунальщики не заинтересованы и не хотят тратиться на установку счётчиков, утепление стен зданий, установку энергоэффективных окон и прочие подобные мероприятия. Население платит и пусть платит. И проще увеличить тариф, чем потратится на «умный дом».
Граждане России — сами вроде бы собственники жилья. Но владельцы общего имущества в многоквартирных домах они лишь «виртуальные». Возможностей менять систему, контролировать тарифы по факту у ниъ нет. Они не заинтересованы, да и не имеют реальных возможностей инвестировать в свой собственный дом, контролировать тарифы. В итоге, россияне — вечно обманутые.
МЕЖДУ ТЕМ
Причины высоких тарифов на «коммуналку»: Плата за воздух, взятки и кумовство!
Эксперты в один голос говорят: проблемы с самой системой, когда тарифы определяются «от затрат». Даже если в Российском ЖКХ перестанут откровенно воровать, что мало вероятно, тарифы всё равно обречены расти, поскольку снижать затраты ресурсникам очевидно не выгодно. Сколько бы сверху ни требовали программ модернизации, как бы ни пытались контролировать и даже, страшно сказать, сажать отдельных чиновников и бизнесменов, ситуация может смягчиться, но не изменится кардинально. Читать далее>>
© Елена Аракелян
Сыктывкар — Воркута
специально для «Свободного репортёра»
__________________1 Она же с 2015 года «Т-Плюс»
2 Далее по тексту: АКОН
3 Далее: РЭК
4 Кстати, в России давно уже существует утверждённый перечень затрат, на которые эти самый ресурсоснабжающие организации вполне имеют право ссылаться
5 К примеру, энергосбытовые и управляющие компании
6 Государственная или муниципальная управляющая компания