Совет по защите семьи при детском омбудсмене выступил против поправок в УК
Родители не должны подвергаться уголовному преследованию за применение «добросовестных умеренных наказаний», заявили представители РПЦ на заседании Совета по защите семьи при уполномоченном по правам ребёнка. Они выступили против принятых Госдумой в июне 2016 года поправок в УК, запрещающих родителям применять телесные наказания, и предложили не квалифицировать как «побои» физические наказания в воспитательных целях. Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов также считает абсурдным то, что под действие новых поправок в УК РФ поправок подпадают близкие родственники.
На заседании Совета представители патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства заявили:
«Мы убеждены, что добросовестные умеренные родительские наказания не должны преследоваться ни в административном, ни в уголовном порядке».
На сайте РПЦ отмечается, что это официальная позиция.
Напомним, что Госдума 21 июня приняла в третьем чтении поправки1 к ст. 116 УК РФ2 и к ст. 20 УПК РФ3. Изменения расширяют круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за побои: в ст. 116 УК РФ добавлена фраза «в отношении близких лиц» и примечание, что близкими являются супруги, дети и родственники. Поправки к УПК переводят побои из категории дел частного в категорию частно-публичного обвинения. Совет федерации одобрил поправки 29 июня. Противники нового закона называют его не иначе как «закон о запрете на воспитание» и «закон о шлепках», а сторонники поправок заявляют, что он поможет ограничить семейное насилие.
Павел Астахов:
«В результате введения в действие названной законодательной новации посторонним лицам за побои и иные насильственные действия, впервые нанесенные ребёнку, может быть назначено административное наказание до трех месяцев ареста, а родителям — уголовное наказание до двух лет лишения свободы. Такой подход криминологически не обоснован, а логически — просто абсурден».
Участники заседания обсудили проект поправок в новый закон, которые предложила депутат Госдумы Елена Мизулина, также выступающая против изменений в УК РФ. Она предлагает убрать слова «близкие лица» из принятого Госдумой документа. Новая редакция УК И УПК, как отмечается в пояснительной записке к её законопроекту, нарушает стратегию национальной безопасности, —
«...где защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности».
Отметим, что проект Елены Мизулиной внесен 28 июля в комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который 1 августа предложил Совету Госдумы «вернуть законопроект инициатору» из-за отсутствия в нём официальных отзывов правительства РФ и Верховного суда РФ.
В патриаршей комиссии полагают, что предложения депутата Мизулиной «снимают только часть проблемы»:
«Если из новой редакции ст. 116 УК РФ убрать слова “близких лиц”, то родительские наказания будут все равно продолжать считаться “побоями”: ответственность за них не будет возникать сразу по ст. 116 УК РФ, а будет накладываться в так называемом общем порядке, как и за другие побои».
В совете напоминают, что согласно ст. 6.1.1 КоАП РФ за впервые зафиксированные побои предполагается административная ответственность4, во второй и последующий разы провинившихся ждет уголовная ответственность по ст. 116.1 УК РФ (до трех месяцев ареста).
В пресс-релизе комиссии по итогам заседания, в частности, говорится:
«Это не снимает главную проблему: добросовестные воспитательные родительские наказания не должны преследоваться вовсе, поскольку не имеют общественно опасной направленности».
Представители комиссии предлагают внести в УК И КоАП примечания, которые прописывают, —
«...что не наносящее вреда ребёнку умеренное применение в воспитательных целях физических наказаний родителями или заменяющими их лицами не должно квалифицироваться как побои».
Как сообщается на сайте уполномоченного по правам ребёнка, —
«...все участники заседания пришли к единому мнению, что принятые законодательные изменения носят дискриминационный характер по отношению к членам семьи и противоречат основным задачам государственной семейной политики».
Однако, как сообщили репортёру в аппарате детского омбудсмена, резолюция по итогам заседания еще не выработана, —
«...так как обсуждался широкий спектр вопросов, которые требуют детальной проработки. <...> В любом случае, все предложения будут направляться уже в следующую Госдуму и после дальнейшего детального обсуждения и доработки».
© Dennis Norberg
по материалам прессы и интернета
__________________
1 Имеется в виду: законопроект №953369–6
2 [Уголовный кодекс РФ] [Глава 16]
Статья 116. Побои
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —
наказываются обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.
3 [Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 3]
Статья 20. Виды уголовного преследования
1. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 116, 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинён вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.
5. Уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения.
4 [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 6]
Статья 6.1.1. Побои
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.