Google+

суббота, 29 ноября 2014 г.

РОССИЯ ТРАТИТ МИЛЛИАРДЫ — НА «ДУХОВНОСТЬ», НО НЕ НА МЕДИЦИНУ

У Русской православной церкви появился новый источник государственного финансирования. Около 2 млрд руб. федеральный бюджет выделяет на создание духовно-просветительских центров. Дороже всех обойдется центр на базе здания Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

ДУХОВНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ

958 млн руб. из федерального бюджета будет направлено на создание духовно-просветительских центров в 2015 году, сообщил в середине ноября замминистра культуры Владимир Аристархов в ответ на вопросы депутатов-единороссов. Эти деньги выделяются по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации»1 и предназначены «НКО в сфере духовно-просветительской деятельности».
Первоначальная редакция программы, утверждённой правительством в 2013 году, предусматривала мероприятия, направленные на поддержание межнационального мира. Но в марте 2014 года в программе появилась новая строка — о финансировании духовно-просветительских НКО. А в мае были распределены первые 1,1 млрд руб. — их получили 23 духовно-просветительские НКО.
На сайте Минрегиона, распределявшего деньги, опубликован список победителей. Во всех случаях, кроме одного, порядка 25–30 млн руб. получили организации, учрежденные местными православными епархиями Тверской, Саратовской, Иркутской областей, а также Дагестана, Мордовии, Северной Осетии и др., показало исследование журналистов одного из интернет-изданий на основе данных реестра НКО Минюста и СПАРК. Единственным исключением стало нижегородское АНО «Храмостроитель», учредителями которого выступили «граждане России». Но и его директор Александр Глазкин имеет прямое отношение к РПЦ — он архиерей Лысковской епархии.
Все получатели субсидий зарегистрированы незадолго до конкурса — в декабре 2013 года — феврале 2014 года; в названиях 21 из 23 организаций присутствуют слова «строительство» или «реставрация». Где-то духовно-просветительские центры нужно построить, а где-то создать, объясняет строительно-реставрационную направленность получателей средств руководитель департамента межнациональных отношений Минрегиона Александр Журавский2.

Чем занимаются православные НКО

Получившая самую крупную субсидию 100 млн руб. АНО «Каинский строительно-реставрационный центр» создаёт три духовно-просветительских центра в Новосибирской области, рассказал «Свободному репортёру» руководитель организации Дмитрий Бабкин, настоятель-председатель приходского совета церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Барабинска. Два центра строятся, ещё для одного будет отреставрировано старое двухэтажное здание. Задача АНО — создать площадки для церковно-общественных мероприятий, которые будут проводиться совместно с епархией, говорит Д. Бабкин:
«Мы будем взывать к православию как культурообразующей религии нашей страны, но сотрудничать с другими конфессиями тоже будем».
Иван Гуреев, директор АНО:
«Волгоградское АНО «Благоустроитель» построит для одного центра новое четырёхэтажное здание в Волжске и реконструирует двухэтажное сооружение царских времён в Урюпинске для другого. Старое здание передано местной епархии администрацией города, уточнил он. АНО отвечает за строительство центров, а за штат и программу центров — Урюпинская и Калачевско-Палласовская епархии. График строительства центров представлял Минрегион, а теперь Минкультуры, а проектная документация получена от губернатора»
Руководитель строящей духовно-просветительский центр в городе Бежецке АНО «Бежецкий верх» епархиальный архиерей Дмитрий Гаврин сказал «Свободному репортёру», что в центре будут проходить миссионерские мероприятия для детей и молодежи:
«Молодёжи негде с пользой проводить время, особенно это ощущается на периферии».
Он также подтвердил, что АНО создавалась специально под строительство центра по программе Минрегиона.

И Валаам тоже

В следующем году 358 млн руб.3 пойдут на создание духовно-просветительского центра на базе здания Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, сообщил депутатам первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов.
Вот что «Свободному репортёру» рассказали представители монастыря:
«В Валаамском монастыре уже есть духовно-просветительский центр — «Свет Валаама», но будет создан ещё один — «Валаам» — в форме АНО. Сейчас организация находится в стадии регистрации. АНО займется восстановлением Зимней гостиницы при монастыре: из неё нужно переселить местных жителей и общеобразовательную школу, требует ремонта фасад и интерьер».
«У монастыря доступа к бюджетным деньгам не будет — за работы будет отвечать АНО. Эта схема позволит соблюсти требования закона, согласно которому церковь отделена от государства».
Деньги на создание духовно-просветительского центра на Валааме предусмотрены в бюджете благодаря усилиям Минрегиона, следует из ответа В. Аристархова. Бюджет федеральной целевой программы был увеличен на 358 млн руб. после визита на Валаам президента Владимира Путина в апреле этого года, рассказал собеседник РБК в аппарате РПЦ. Это произошло при поддержке президента, знает и источник РБК в Валаамском монастыре. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать эту информацию.
Член президентского Совета по межнациональным отношениям Максим Шевченко, участвовавший в обсуждении проекта духовно-просветительских центров, считает, что вменяемые молодые люди не будут проводить время в религиозных центрах:
«Эти средства могли бы тратиться более эффективно. С молодёжью надо работать при помощи современных социальных и информационных технологий, а не строя, как в советские времена, бесконечные дома культуры. В такие центры пойдут карьеристы, а массы молодёжи останутся там, где были».

РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Миллиарды — на «духовность», а не на медицину

Выделение из федерального бюджета средств на духовно-просветительские центры РПЦ, тогда как медицина и социалка находятся в тяжелейшем состоянии, а в стране кризис, вызвало реакцию блогосферы. Многие блогеры говорят и о том, какие вещи в настоящее время понимается под «духовностью».
Авторы паблика «Дискуссионный клуб «Диоген» констатируют:
«И снова о церкви, отделенной от государства. РПЦ выделили из бюджета 2 млрд рублей».
«Это, видимо, первоочередные нужды».
Михаил Светлов задает риторический вопрос:
«Медицина? Пенсионный фонд? Вы о чём?».
Безымянный блогер напоминает о сокращении числа медработников:
«Средства выделяются по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации». Дополнительные расходы на финансирование духовно-просветительских НКО в неё включили в марте этого года, а в мае им перечислили первые средства. А на медицину денег нет».
«Кризис... Самое время покормить РПЦ. Я, кстати, с Шевченко согласен в кои-то веки. Он верно называет весь этот бред советскими домами культуры. Так оно и есть. Только опять к нам в карман залезли».
Другой безымянный блогер также пишет:
«Банковская система трещит по швам, бизнес стонет и режет бюджеты, кто-то и вовсе вылетает в трубу, рубль в стремительном падении в бездну, государство концы с концами свести не может, пенсионные деньги у своих же граждан таскает, налоговые маневры бесконечные устраивает. А в это время РПЦ, понимаешь, получает из и без того тощенького бюджета 2 миллиарда рублей. На создание «просветительских» центров. Я тут наслушалась от друзей об их просветительской деятельности недавно. Основы православия ж теперь у нас в школьной программе. Тошно и страшно за просвещаемых детей. Век мракобесия».
Владимир Дробышев подводит итог укреплению духовности на минувшей неделе:
«Вначале им бесплатно разрешили пользоваться помещениями общеобразовательных школ, за это они высказали свою позицию, что детей иногда не только можно, но и нужно физически наказывать. И вот сразу после этого им дарят ещё 2 млрд. рублей. Видимо сейчас это очень своевременно и актуально для страны, в которой врачи выходят на митинги из-за низких зарплат и массовых сокращений».
Впрочем, и это ещё не всё. Тимур Нечаев напоминает:
«27.11.2014 митрополит Климент (Капалин) заявил на пресс-конференции, что высокая скорость Интернета способствует распространению зла.
— Главное действие интернета в том, что он очень быстрый, а значит, всё плохое в нём также появляется и распространяется очень быстро. А для создания плохого большого ума не надо, — сказал иерарх.
Однако, по мнению представителя РПЦ:
— Интернет сам по себе не является олицетворением некоего абсолютного зла. Это просто технология аккумулирования и передачи информации, всего лишь средство, как до этого были глиняные таблички, берестяные грамоты, папирус, пергамент, каменные стены и прочие технологии передачи информации, — заметил митрополит.
Иначе, по его мнению, обстоит дело, когда речь идёт о создании чего-то «хорошего, талантливого, глубокого».
— Для создания таких произведений, даже с учётом современных технологий нужны усилия, нужно время, нужен определённый настрой, настрой духовный, — сказал митрополит
».
Нечаев делает вывод:
«Всюду ищут негатив, опасность, угрозу — и передают эту тревожность своей пастве. Это, кстати, для церкви вещь необходимая и традиционная, ибо чем больше неуверенных и запуганных людей, тем больше покупателей свечек».
Дмитрий Саулин комментирует:
«Не поспоришь ведь, и действительно — быстро распространяет. Вот сейчас, например!».

Но и это ещё не все!

«Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступает против принятия законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации4». В целом Патриаршая комиссия не считает возможным поддержать обсуждаемый законопроект в части, в которой он может повлечь за собой уголовное преследование родителей за разумное и умеренное применение физических наказаний в воспитании детей или усиление ответственности при таком преследовании...».
»
В связи с этим Роман Багдасаров обращается к истории вопроса:
«К вопросу о шедевре патриаршей мысли по вопросам семьи, защиты материнства и детства... 13 сентября 1861 года митрополит Филарет отправил графу Толстому подробную записку, озаглавленную им же самим «О телесных наказаниях с христианской точки зрения». Пересказывать всю статью не имеет смысла. Поражает в ней умение Филарета извращать смысл христианского учения, превращать чёрное в белое, называть насилие «любовью».
Князь Николай Орлов, бывший тогда чрезвычайным послом в Бельгии, подал через канцлера, князя Горчакова, государю императору записку, в которой, доказывая необходимость немедленной отмены телесных наказаний, основывался на безусловном противоречии их христианскому и нравственному законам. Он указывал, что «святители всех вероисповеданий постоянно защищали личность существа, созданного по образу и подобию Божию».
На эту-то записку Орлова и ответил Филарет. Здесь важно понять, что церковников сильно раздосадовало нарушение их монополии на христианское мировоззрение, на то, что государственные деятели-гуманисты доказывали свою правоту ссылками на Евангелие и Новый Завет. Поэтому, когда Филарет составлял свой ответ, то изо всех сил старался показать, что только Церковь может компетентно ссылаться на учение Христа, а, мол, либералы в евангельском учении ни бум-бум.
— Нельзя думать, — говорит он, — чтобы Господь Бог через Моисея узаконил телесное наказание виновному
[...] с тем, чтобы это разрушительно действовало на нравственность еврейского народа.
Таким образом, христианам было предложено ориентироваться на Ветхий Завет. При этом, следовало бы добавить, что во времена Моисея за нарушение одной из Десяти заповедей не просто наказывали, а лишали жизни. Странно, что Филарет не предложил заодно восстановить эту «норму» 3000-летней давности...
»
Виктория Наумова размышляет:
«Будем честны, ребёнок, которого систематически избивают родители (не причиняя внешнего вреда в виде синяков и покраснений, и, тем более, сотрясений, ушибов и переломов) будет, по известным для детского психолога проявлениям, отличаться от ребёнка, которого редко и по делу шлёпают по попе... При том, что первая семья может казаться в гораздо благополучнее и благочестивее, чем вторая. То, что детей избивают — это, к сожалению, не секрет... То, что ребёнка практически невозможно защитить, если это не явная уголовщина — тоже известно».
«Довольно странная инициатива появилась — организация воскресных школ РПЦ на территории обычных школ. Больше всего удивляет её нелогичность. Суть воскресной школы — приобщение к вере детей. Вполне логично такого рода школы организовывать как раз там, где и проходит религиозное собрание...
Для меня действительно загадка, зачем уносить религиозную жизнь в школу, т.к. в данном случае для верующих она точно осложнит настоящую религиозную жизнь на церковном собрании. Родителям вместо посещения храма (или в случае протестантов церковного собрания) придётся вести детей в школу.
Смотрите, я даже оставляю аргументы разделённости образования и церкви. Здесь как раз чисто религиозная нестыковка получается. На мой взгляд в воскресных школах вне храмов не заинтересованы прежде всего верующие, религиозные люди, которые вполне себе понимают, где должен проводить воскресение верующий человек
».
Ещё один безымянный блогер пишет:
«Прежде всего, такой подход противоречит конституции. Государственная школа не может использоваться для религиоизации. Потом, я так понимаю, что и РПЦ, и Мусульмане, и Кришнаиты, и сушефы Пастафарианцы получат равный доступ? И главный вопрос: кто будет это всё оплачивать и с какой стати эта оплата должна осуществляться за государственный счёт?».

Запретительская деятельность продолжается

Комментируя сообщение об удрученности митриполита Новосибирского и Бердского Тихона празднованием дня единства, которое произошло через 4 дня после Хэллоуина, Илья Морозов констатирует:
«Новосибирский архиерей предлагает запретить Хеллоуин, который помешал отпраздновать День народного единства. По-моему прекрасно! И СМЫСЛ в каждом слове».
В то же время блогосфера отмечает, что на захваченных террористами территориях, которые пиарили как т.н. «русский мир», происходят систематические гонения на верующих, относящихся к иным, нежели РПЦ МП, конфессиям.
«Кто знал ещё в прошлом году, что баптистам на Украине придется снова терпеть унижения, оскорбления, побои и изъятие имущества? Гонения пришли не только на тех, кто каким-то образом реагирует на политическую ситуацию в стране, но и на тех, кто совершенно аполитичен».
В заявлении же церкви Евангельских христиан-баптистов, в частности, приводится такой факт:
«Все обвинения верующих в их политической неблагонадёжности и в военных преступлениях являются клеветническими, безосновательными и безответственными. За все годы существования братство МСЦ ЕХБ в своей деятельности придерживалось библейского принципа отделения церкви от государства и, как следствие, никогда не вмешивалось в решение политических, экономических и социальных вопросов государства. Это принципы нашего служения Богу. За право церкви свято и бескомпромиссно служить Богу страдали наши отцы, за это же приходится страдать нашим братьям и сейчас.
Так, 20 ноября служителей церкви Николая Ивановича Голотина и Владислава Игоревича Залкина вызвал по мобильному телефону подполковник МВД [ЛНР] П. М. Кохан. Там в течение шести часов их поочередно допрашивали в Особом отделе, избивали и угрожали убить, требуя подтвердить все обвинения в адрес церкви. В результате у брата Н. И. Голотина зафиксировано сотрясение мозга и повреждён позвоночник. И это не единственный случай, когда в течение 2014 года в этом регионе наши единоверцы подвергались арестам и избиениям
».
© Дитрих Штеглиц
Свободный репортёр
по материалам прессы
и Интернета
________________________________________
1Вся программа на 2015 год — 1,4 млрд руб.
2Минрегион сейчас ликвидируется, компетенция департамента перешла Минкультуры
3Более трети от выделенного для НКО по этой программе

4В части усиления ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ