В профсоюзном комитете Тверского вагоностроительного завода1 ситуацию на предприятии назвали «очень критической» и сообщили «Свободному репортёру», что власти Твери утвердили митинг 20 февраля, заявка на проведение которого была подана после приостановки производства на заводе.
Лидия Жарняк,
председатель профкома, утверждает:
«Мы хотим обратить внимание на то, что такое градообразующее предприятие как завод, крупнейший налогоплательщик города, на котором люди работают династиями, и они могут остаться без работы, без средств к существованию».
Компания
«Трансмашхолдинг»2 ,
которой принадлежит ТВЗ, крупнейший в
России завод по производству пассажирских
вагонов, планирует сократить до 30%
рабочих с мая 2015 года из-за снижения
количества заказов со стороны Федеральной
пассажирской компании, дочернего
предприятия РЖД.
Наталия Магеря,
начальник отдела по связям с общественностью
ТВЗ, рассказала «Свободному репортёру»:
«Завод уже работает в режиме простоя. Работают только те, кто задействован на выполнении уже подписанных контрактов — к примеру, по двухэтажным вагонам. Вопрос сокращений, к сожалению, никуда не делся, уже были и уведомления, и приказ. Дальнейшее будет зависеть от общей ситуации и от того, какие антикризисные меры будут приняты».
Тверской
вагоностроительный завод вошёл в список
системообразующих предприятий России,
утвержденный 5 февраля антикризисной
комиссией правительства. Основными
целями работы комиссии с системообразующими
предприятиями, как сообщается, будет
поддержание их устойчивости и «при
необходимости минимизация негативных
социально-экономических последствий
прекращения их деятельности».
СОКРАЩЕНИЯ НА ВАЗЕ И «УРАЛВАГОНЗАВОДЕ»
Ранее стало
известно о сокращениях на предприятиях
Волжского автозавода3 ,
сотрудники которого регулярно выходят
на митинги против увольнений в Тольятти,
но эффект, по словах профсоюзных лидеров,
нулевой. Бывшие вазовцы не знают, где
им искать новую работу, если в Тольятти
только официально на учете состоят 4,8
тыс. безработных.
Непростая
ситуация и на «Уралвагонзаводе»4 ,
который преимущественно занимается
военным производством. Однако, как
сообщили «Свободному репортёру» в
руководстве холдинга, сокращения
планируются не на основных площадках
УВЗ, а пока только на тех, которые
занимаются производством грузовых
вагонов.
Алексей Жарич,
заместитель гендиректора «Уралвагонзавод»:
«Где-то с конца 2012 года наблюдается стагнация на рынке вагоностроения. Она связана с тем, что рынок был насыщен, а старые вагоны не списывались несмотря на то, что в этом есть необходимость. Производители много спорили с теми, кто эксплуатирует старые вагоны. Эксплуатантам выгодно использовать старые вагоны, потому что они уже окупились и приносят им чистую прибыль».
По словам Алексея
Жарича, из-за того, что в зимний период
производство вагонов практически
встало, в нескольких цехах «Уралвагонзавода»
около пяти тысяч сотрудников отправили
в двухнедельный отпуск (пока — до 18
февраля), сохранив им две трети зарплаты.
«Уралвагонзавод»,
головное предприятие которого находится
в Нижнем Тагиле, производит грузовые
вагоны, цистерны, боевые танки «Т-90» и
другие машины военного и хозяйственного
назначения. Военное производство
«Уралвагонзавода», как говорит заместитель
генерального директора холдинга,
загружено и даже перегружено благодаря
большому гособоронзаказу и экспортным
контрактам.
Перед президентскими
выборами в марте 2012 года рабочие
«Уралвагонзавода» прибыли специальным
поездом в Москву для участия в митинге
в поддержку Владимира Путина, а после
выборов начальник цеха УВЗ Игорь
Холманских стал полпредом президента
в Уральском федеральном округе.
«ДЕЛАТЬ ЗАКАЗЫ БУДЕТ НЕКОМУ»
В 2014 году Тверской
вагоностроительный завод какое-то время
работал в режиме неполного рабочего
времени, несколько месяцев сотрудники
находились в отпуске без сохранения
заработной платы, как и в январе 2015 года.
Нынешний
«простой», по словам лидера профкома
Лидии Жарняк, будет действовать с 9
февраля по 10 марта, а в период с 12 мая по
1 июня планируется сократить 1967 человек.
Однако в профкоме рассчитывают на то,
что до мая, когда на ТВЗ де-факто начнутся
сокращения, ситуацию с отсутствием
заказов удастся изменить.
Лидия Жарняк:
«Для всех это было шоком, никто этого не ждал. Все надеялись, что после двухмесячного административного отпуска выйдут и появятся заказы, над которыми люди могли бы работать. Но всё возможно до мая. Если у нас появится заказ, этот приказ [о сокращении] будет как-то скорректирован по численности. Если на заводе останутся 4 тысячи работников, делать этот заказ будет практически некому».
По данным газеты
«Ведомости», на 2015 год у ТВЗ есть договор
на производство лишь 25 вагонов. Это 2%
от производственной мощности тверского
завода, которая составляет 1200 вагонов
в год. В конце 2013 года Федеральная
пассажирская компания сообщала, что
купит 295 новых вагонов в 2014 году. О планах
по закупкам вагонов в 2015 году ФПК пока
не сообщает.
Председатель
Федерации тверских профсоюзов Валерий
Корешков в кратком интервью «Свободному
репортёру» призывает российские власти
скорее определиться с тем, нужны ли
стране вагоны, которые производит завод
в Твери.
Валерий Корешков:
«Разработаны прекрасные двухъярусные вагоны, которые курсируют не только между Москвой и Санкт-Петербургом, но и по другим магистралям страны. Власть и собственник должны четко определить программу до 2020 года, потому что вагон — это социальная потребность сотен тысяч людей, потому что не все будут летать на самолетах и не все будут ездить на Сапсане5 ».
Если власть не
определится, говорит Корешков, ТВЗ может
повторить участь двух других крупных
предприятий Твери, прекративших
производство из-за нерентабельности,
— бывшего Калининского
хлопчатобумажного комбината , одного
из крупнейших текстильных предприятий
в СССР, и химического комбината
«Химволокно»6 .
Наталия Магеря,
представитель пресс-службы Тверского
вагоностроительного завода:
«Мы будем работать, у нас есть что предложить на рынке, это и плацкартные, и купейные вагоны. Люди [сотрудники завода] тяжело воспринимают происходящее, потому что хорошо понимают потенциал завода. Такие мощности возникли не на пустом месте».
Сейчас руководство
заводского профкома встречается с
представителями службы занятости
Тверской области, чтобы как-то помочь
людям, которым грозит сокращение. Однако
вакансий в регионе по причине экономического
кризиса сейчас крайне мало.
ИЗ ВАГОНОСТРОИТЕЛЕЙ — В КАМЕНЩИКИ
Мэр Нижнего
Тагила Сергей Носов заявил, что сотрудники
«Уралвагонзавода» на время вынужденного
отпуска могут подрабатывать на городских
стройках. По словам Носова, он сам
выступал в роли кризисного менеджера
и понимает, насколько сложно принимать
такие решения.
В ообщении
пресс-службы тагильской мэрии, в
частности, говорится:
«Глава города выразил уверенность в том, что руководство «Уралвагонзавода» не допустит увольнения работников предприятия и найдет эффективный способ решения сложной задачи. Как один из вариантов, мэр предложил использовать незанятых людей на стройках Нижнего Тагила».
Связаться с
мэром Нижнего Тагила, чтобы получить
комментарии, «Свободному репортёру»
не удалось, а его коллега по Уральскому
региону, глава Екатеринбурга Евгений
Ройзман лишь сказал, что давно знал о
готовящихся сокращениях, поскольку
ситуация в целом сейчас тяжелая и «здесь
много где идут сокращения».
Челябинский
тракторный завод7 ,
также входящий в холдинг «Уралвагонзавод»,
равным образом недавно сообщил о планах
сократить 5 тысяч сотрудников, но позднее
один из руководителей предприятия
заявил «Свободному репортёру», что
принято решение о господдержке ЧТЗ и
до 1 июня «взят тайм-аут» по сокращению
персонала».
Представители
предприятий, с которыми удалось связаться
«Свободному репортёру», сходятся в том,
что после кризиса многие стратегии
остались в прошлом и для спасения
производства нужны системные решения.
Среди них — принятое 31 января решение
правительства России закупать для
государственных и муниципальных нужд
только российскую технику.
Генеральный
директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко
в интервью телеканалу «Россия 24»
предложил правительству помогать не
только банковскому сектору, но и
промышленникам, которые обеспечивают
движение экономики.
27 января
российские власти приняли антикризисный
план на 2015 год, средства на реализацию
которого пойдут из антикризисного
резерва в бюджете. На начало года
антикризисный фонд правительства
составлял 193 млрд рублей, но после
принятия ряда решений с использованием
этих средств снизился до приблизительно
170 миллиардов.
©
Денис
Фролов
Тверь — Тольятти
— Нижний Тагил — Челябинск
специально для
«Свободного репортёра»
__________________
1 ОАО
«Тверской вагоностроительный завод»
(ТВЗ) — предприятие, выпускающее вагоны
для нужд железных дорог, расположенное
в городе Тверь. Управляющие органы и
производственные мощности расположены
на Петербургском шоссе в Заволжском
районе. ТВЗ самое крупное предприятие
России и СНГ по производству различных
типов пассажирских вагонов и комплектующих
к ним. Имеющиеся производственные
площади позволяют одновременно вести
работы по изготовлению нескольких
моделей пассажирских вагонов, а также
различных типов грузовых вагонов и
вагонов специального назначения.
Предприятие входит в состав
«Трансмашхолдинга».
2 ЗАО
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) — крупнейшая
в России компания в области транспортного
машиностроения. Предприятия
«Трансмашхолдинга» производят
магистральные и промышленные электровозы,
магистральные и маневровые тепловозы,
грузовые и пассажирские вагоны, вагоны
электропоездов и метро, вагонное литьё,
тепловозные и судовые дизели,
дизель-генераторы, комплектующие для
железнодорожного подвижного состава
и городского рельсового транспорта, а
также осуществляют ремонт и сервисное
обслуживание ранее выпущенной продукции.
Полное наименование — Закрытое
акционерное общество «Трансмашхолдинг».
Штаб-квартира
— в Москве. Компания имеет представительства
в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии
и на Украине
3 ОАО
«АвтоВАЗ» (ВАЗ) — российская
автомобилестроительная компания,
крупнейший производитель легковых
автомобилей в России и Восточной Европе.
Контроль над компанией принадлежит
альянсу «Renault-Nissan». Полное официальное
название — Открытое акционерное
общество «АвтоВАЗ».
Предыдущие
названия — Волжский автомобильный
завод (ВАЗ) (1966—1971), Волжское объединение
по производству легковых автомобилей
«АвтоВАЗ» (с 1971). Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР в 1972 году
Волжскому автозаводу присвоено имя
50-летия СССР.
Ранее
выпускал автомобили марки ВАЗ с
наименованиями «Жигули», «Нива»,
«Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее
время производит автомобили под
собственной торговой маркой Lada («Лада»),
а также автомобили марки Nissan, Renault и
Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет
другим производителям машинокомплекты
для выпуска автомобилей марки «Lada» и
их модификаций. Штаб-квартира и основное
производство находятся в городе
Тольятти.
4 ОАО
«Научно-производственная корпорация
«Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского»
(УВЗ) — российская корпорация, занимающаяся
разработкой и производством военной
техники, дорожно-строительных машин,
железнодорожных вагонов. В корпорацию
входят научно-исследовательские
институты, конструкторские бюро и
производственные предприятия. Головное
предприятие — завод «Уралвагонзавод»,
расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской
области. 100 процентов акций корпорации
принадлежат государству. Площадь,
занимаемая заводом, составляет 827 тыс.
м².
5 «Сапсан»
(Velaro RUS) — высокоскоростной электропоезд
(из семейства электропоездов Velaro
производства компании Siemens AG), приобретённый
ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских
скоростных железных дорогах. Назван в
честь сокола-сапсана (Falco peregrinus).
Разработан компанией Siemens специально
для России.
По
состоянию на август 2014 года «Российские
железные дороги» приобрели 12 составов
(первые 8 — за €276 млн.). Кроме того,
немецкая фирма Siemens получила контракт
стоимостью в €354 млн на техобслуживание
составов в течение тридцати лет.
С
момента своего запуска в декабре 2009
года «Сапсан» превратился в медийного
персонажа: у него появились собственный
блог и аккаунт в Твиттере.
6 ОАО
НПК «Химволокно» — предприятие
химической промышленности в Твери. В
советское время называлось Калининский
комбинат «Химволокно», было награждено
орденом Ленина.
Одним
из видов деятельности предприятия
является производство арамидных нитей.
Предприятие
расположено в Московском районе Твери.
Главный офис расположен на площади
Гагарина, заводские корпуса — в
Московском районе, недалеко от Восточного
моста.
Предприятие
владеет подъездными железнодорожными
путями необщего пользования, соединяющее
заводские корпуса с железнодорожной
линией Москва — Санкт-Петербург
Октябрьской железной дороги. В 2006 году
привлекалось к ответственности за
установление завышенной платы за
субаренду подъездных железнодорожных
путей.
В
2008 году предприятие запомнилось двумя
событиями: пожаром на площади 600 кв. м.
в апреле и массовым увольнением 65
сотрудников с их последующим принудительным
восстановлением на работе по суду
7 Челябинский
тракторный завод (до 6 октября 1941 —
Челябинский тракторный завод им. И. В.
Сталина, до 20 июня 1958 — Кировский завод
наркомтанкопрома в г. Челябинске, с 10
ноября 1971 года до 1 октября 1992 года —
производственное объединение «Челябинский
тракторный завод имени В. И. Ленина») —
машиностроительное предприятие по
разработке и производству колесной и
гусеничной дорожно-строительной техники
(бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных
погрузчиков, минитракторов), двигателей
внутреннего сгорания, запасных частей
и прочей высокотехнологичной
машиностроительной продукции.
Численность
работающих — более 13 000 человек.
Производственная площадь, занимаемая
предприятием, составляет 1,5 млн м2.
Оператором
(владельцем) предприятия является ООО
«Челябинский тракторный завод —
Уралтрак».