Стремление Барака Обамы добиться хотя бы одной победы на международной арене столь велико, что он готов заключить ядерную сделку с Ираном, согласившись с формулировкой, которая позволит Тегерану продолжить тайные работы по созданию атомной бомбы, пишет в редакционной заметке «Times». Однако Президенту США следует побороть это стремление.
Советники американского президента уверяют, что промедление в подписании договора с Ираном грозит стратегической нестабильностью. Однако плохой договор, по мнению газеты, несет в себе еще большую опасность, поскольку потенциально это может превратить последовательного спонсора террористов в региональную супердержаву.
Спешка президента США понятна, поясняет газета, ведь если раньше переговорный процесс можно было тянуть, то со сменой большинства в Сенате республиканцы могут потребовать ужесточения санкций против Ирана, положив конец политической инициативе демократов во главе с Обамой.
В результате, пишет Times, —
«...участники переговорного процесса с иранской стороны превратились в пособников Обамы, создавая видимость того, что ядерная сделка является желанной целью президентов обеих стран».
Но это слабая политика, заявляет газета. Иран находится сейчас в невыгодном положении, и Белому дому следовало бы использовать эту слабость. Ведь сейчас, когда цены на нефть упали, и бюджет Ирана трещит по швам, президент Роухани мог бы пойти на большие уступки в ядерной программе в обмен на снятие санкций.
Вместо этого Западу были предложены уступки минимальные, а учитывая, что в прошлом Иран не гнушался обманом и сокрытием фактов о своей ядерной программе, да и ее военная составляющая растворена в так называемой мирной программе, не говоря уже о препонах, которые чинятся инспекторам, ценность такого договора сводится к нулю.
«Times» настаивает:
«Если договор с Ираном будет подписан любое послабление санкций должно быть поставлено в прямую зависимость от соблюдения Ираном условий такого договора.
Если договор не будет способствовать укреплению западной и глобальной безопасности и не развеет оправданных опасений на счет стратегических замыслов Ирана, его вообще не стоит подписывать».
Вкратце напомним... Ровно год назад между Ираном и «шестёркой» международных переговорщиков — Россией, США, Францией, Великобританией, Китаем и Германией было подписано историческое соглашение по иранской ядерной программе. В ближайшие дни стороны постараются преодолеть остающиеся разногласия, прежде всего, по процедуре снятия санкций. Предстоит также договориться о гарантиях исключительно мирного характера иранской ядерной программы. Последние координационные встречи проходят в Вене, куда прибыли главы МИД стран-участниц переговорного процесса.
Всё началось 12 лет назад, когда Иран объявил о возобновлении своей ядерной программы и о строительстве новых АЭС. Это сразу вызывало на Западе подозрения. МАГАТЭ приступило к инспекциям иранских ядерных объектов, но, по мнению США, этого было не достаточно.
В декабре 2003 года Иран подписывает протокол, позволяющий проведение внезапных проверок. Но МАГАТЭ не удовлетворено их ходом, и начинается длительный период противостояния. Оно обостряется с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада в 2005 году. Ахмадинежад отстаивает в ООН право Ирана на развитие ядерной программы в мирных целях. Он занимают жёсткую позицию по этому вопросу, запускает программу обогащения урана и идёт на конфронтацию с МАГАТЭ, после чего против страны вводят новые санкции.
На протяжении восьми лет обе стороны тщетно пытались возобновить переговоры, но никто не хотел идти на уступки. Лишь в две тысячи тринадцатом году с приходом к власти Хасана Рохани, появились первые признаки готовности решить накопившиеся проблемы.
Стремление прийти к соглашению весьма серьёзно, а его подписание несомненно изменит не только отношения между Ираном и крупными державами, но и расстановку сил в регионе. В частности, станет возможным сотрудничество по ситуации в Ираке и Сирии. Это было бы серьёзным политическим прорывом, несмотря на то, что по сути позиции сторон заметных изменений не претерпели.
Иран хочет сохранить возможность заниматься обогащением урана и даже увеличить его до более высокого уровня. «Шестёрка», напротив, хотела бы снижения этого уровня, чтобы не дать Ирану возможности овладеть ядерным оружием. В основе противостояния — недоверие, которое стороны по-прежнему испытывают друг к другу. Вопрос в том, удастся ли им его преодолеть.

Свободный репортёр
по материалам
британской прессы