Корреспонденту «Свободноого репортёра» довелось недавно побывать на съезде партии «Свобода»1. Да, да! На том самом, который выдвинул своего лидера Олега Тягнибока2 кандидатом в президенты Украины. В связи с чем хотелось бы поделиться впечатлениями.

Среди делегатов съезда много молодых лиц, включая членов нового киевского правительства и нескольких губернаторов, назначенных на эти посты по квоте партии «Свобода». Среди губернаторов — молодые люди, как, впрочем, и мне, не старше 30 лет на вид. Все — без опыта управления, не считая, разве что, опыта управления сотнями на Майдане. Уж как такие неопытные кадры справятся с управлением государством — неизвестно.
Тем не менее, съезд начался, и, как всегда в таких случаях, решаются организационные вопросы. И вот с этого пошли вещи, которые меня, как стороннего наблюдателя, удивили, шокировали, насторожили, а то и просто ужаснули.
Идеология и практика правого ультранационализма, фактически фашизма, буквально насаждается в Украине квадратно-гнездовым методом чьей-то умелой рукой. Это политтехнология, которая призвана служить нагнетанию обоюдного страха между украинским и русским народами, демонизации и выращиванию образа врага — москаля, с одной стороны, и врага-украинца, с другой, в интересах эскалации враждебности между нашими народами, а в конечном счёте, в интересах американского экспансионизма, желающего воевать с Россией до последнего украинца. Опасность, так сказать, фашизации украинского общества целиком реальна. Но и потенциал сопротивления этому в Украине очень велик, и представлен не только в юго-восточных областях.
Все решения на съезде партии «Свобода», о коем я упомянул выше, принимались строго единогласно, как в лучшие брежневские времена. Ни по одному вопросу ни одного голоса, который был бы «против», или хотя бы «воздержался». Каждое решение сопровождается выкрикиванием известного слогана «Слава Украине» и ответным дружным коллективным криком «Героям слава!»3. Это показатели атмосферы всеобщего нерассуждающего единомыслия в партии и полного слияния личности с коллективом. Нехороший признак, обычно это симптом тоталитарной организации, построенной по принципу подавления индивидуальности. Такими были, к примеру, гитлеровская НСДАП, пол-потовские «красные кхмеры», маоистские хунвейбины и т. д.
Не в силу ли этой зловещей аналогии члены партии «Свобода» ведут себя иногда, как самые настоящие хунвейбины в период культурной революции, круша памятники и избивая палками своих оппонентов, не согласных с их взглядами и политическими методами?
Приём избиения оппонентов, впрочем, был присущ и штурмовикам НСДАП4, методы «прямого действия» которых свободовские боевики, не стесняясь, переняли в своей тактике борьбы.
Первым, как и полагается выступил лидер партии Олег Тягнибок, зачитавший отчётный доклад. Доклад длился около трёх часов, из которых два с лишним часа перечислялись все заслуги членов партии перед «революцией». При этом перечислялось всё до мелочей, вплоть до зачитывания полного медицинского заключения о ссадинах и гематомах каждого из нескольких сотен пострадавших во время событий на киевском и региональных Майданах. Во время чтения большую часть гостей съезда и журналистов, словно ветром сдуло, ибо выдержать это монотонное и неинтересное перечисление ушибов было невозможно.
А начал Олег Тягнибок свой доклад с языкового вопроса, в очередной раз утверждая, что в Украине не может быть двух государственных «мов», что именно «мова», а не народ, экономика, наука и культура являются главным фундаментом государства.
Даже отпадение Крыма, во многом спровоцированное самим О. Тягнибоком, поставившим в первый же день после переворота вопрос об отмене Закона о языках, даже это ничему не научило «национального провидныка». В этом, в неспособности учиться на своих же собственных ошибках, и в полном нежелании считаться с реальностью состоит одна из особенностей «национально свидомых» украинских правых радикалов, и это тоже роднит их с их немецко-фашистскими предшественниками.
Как известно, Адольф Гитлер и его приспешники тоже совершенно не хотели считаться с фактом существования других народов и наций, и с их жизненными интересами, и старались навязать свою волю всему миру, поставив немецкую нацию превыше всех. На это, конечно, идеологи свободовцев пока, правда, не замахиваются — кишка тонка, но вот вопрос «доехать на своём танке до Красной площади» ставят, и сделано это было устами самого Олега Тягнибока именно на этом съезде.
Что можно сказать, наблюдая эти болезненные амбиции и потуги казаться сильными и ужасными, свойственные украинским ультраправым из партии «Свобода»? С психологической точки зрения это проявления, присущие сознанию нарциссов.
Чтобы понять движущие пружины украинского националистического сознания, следует разобраться в психологических корнях украинского национализма.
Украинские «патриоты»5 — это, как правило, очень нарциссичные люди. Их «патриотизм» замешан на изрядной доле нарциссизма6, считающего свою нацию «исключительной», и подпитывается банальным самолюбованием, подчеркивающим выдающееся значение всего «украинского», всех этих архаичных «вышиванок», «казацких традиций» и т.п., в ущерб мировой и общеславянской культуре.
Украинские «патриоты» как люди с нарциссической структурой характера, мыслят очень специфически, так, как мыслят нарциссы. Нарциссический стиль мышления отличается тем, что не видит объективную реальность такой, какова она есть на самом деле, а видит в ней лишь те стороны, которые бы нарциссу хотелось видеть.
Нарцисс воспринимает мир не таким, каков он есть сам по себе, а способен воспринимать лишь нарциссическую проекцию своих ожиданий на действительность.
Именно по такому механизму, как нам кажется, у националистически мыслящих украинцев образовалась нарциссическая проекция на Евросоюз, которая включала в себя завышенные ожидания от вступления в ЕС, а именно, приобщения к европейским стандартам и высокому уровню жизни. И многие украинцы наивно принимали эти ожидания, растиражированные в украинских масс-медиа наподобие сказки о поле чудес в Стране Дураков, за саму реальность, с ожесточением выступая против правительства, которое (хотя и с опозданием) поняло, какие беды несет Украине вступление в Европейское сообщество и разрыв связей с Россией.
Именно на почве национального нарциссизма, щедро удобряемой деньгами украинских и мировых финансовых олигархов, и взошли ядовитые всходы украинского фашизма, замешанные на идеях национального превосходства и русофобии. Ведь нацистская идеология во всех её разновидностях является апофеозом группового нарциссизма.
Особенно показательным было выступление на съезде Ирины Фарион7, буквально брызжущее злобой и национальным эгоцентризмом:
«Нам необходима нациоцентрическое государство. Язык — это первый и последний бастион защиты национального государства… И когда ты сидишь в парламенте, а перед тобой подонки, собаки, холуи, недоделанные существа, предатели, дегенераты, преступники, дураки8, а ты не можешь дать им в морду! О, это невозможно вытерпеть!».
Со стороны, не правда ли, звучит смешно. Но не стоит воспринимать ругательства Ирины Фарион как риторический оборот. Что касается избиения политических противников, тут активисты «Свободы», как я уже писал, мало в чем уступают фашистским штурмовикам. Избивают не только за критику9, но даже просто за нежелание подчиняться их воле.
Один из очевидцев, бывший военнослужащий — участник боевых действий поведал:
«Наша ассоциация ветеранов необъявленных войн (есть такая в Украине!) в конце марта собрала съезд. И на наш съезд явился представитель Олега Тягнибока с предложением о сотрудничестве. Мы ему отказали. Через полчаса нас вызывают на улицу, где стоит толпа из сорока-пятидесяти свободовских боевиков, которая начинает угрожать нам избиением, если мы не примем предложение их лидера, поскольку ему нельзя отказывать».
И лишь выдержка и мужество бывших, что говорится, видавших виды и побывавших и не в таких передрягах военных, предотвратили побоище.
Вопрос «мовы» является настоящим пунктиком свободовских идеологов, от которого они никогда не откажутся, даже если «мова» сможет восторжествовать лишь на развалинах полиэтнической Украины. Их непробиваемое упрямство10 так велико, что они стоят на своём даже тогда, когда каждое высказывание по языковому вопросу их глашатаев, особенно Ирины Фарион, может стоить Украине новой потерянной русскоязычной области. Вспомним недавний пассаж И. Фарион, произнесённый под аплодисменты единомышленников о том, что не говорящих на украинском языке следует расстреливать как оккупантов.
Сказать такое с государственной трибуны в дни обострения ситуации в восточных областях и считаться после этого нормальным и адекватным человеком?!.. Стоит ли удивляться после этого нежеланию представителей русскоязычных регионов жить с такими людьми в унитарном государстве?!..
И когда мы говорим об опасности партии «Свобода» и некоторых других правых радикалов, пользующихся в последнее время такой известностью, то дело не только в одиозных Олеге Тягнибоке или Ирине Фарион. Дело в том, что мы действительно имеем дело с людьми, обладающими фашизоидным сознанием, использующими фашистские приёмы в своей политической практике и, абсолютно по-фашистски, проповедующими культ силы и национальной исключительности.
Если их нельзя считать фашистами, то кого вообще можно считать таковыми?
И в заключение ещё один эпизод съезда. У стены перед сценой стоит юная девушка, внимательно слушает «провидныкив»11 и держит в руках красиво изданную книжку с рунической, особой формы, свастикой на обложке.
Мы здесь в Украине видим и чувствуем на себе опасность фашизации общественной и политической жизни после февральского переворота в Киеве, наблюдая реальные явления насилия, политического разбоя, агрессивной ксенофобской и антироссийской риторики. Потенциал фашизации общества достаточно велик, если учесть, что профашистские идеологические ценности и политическая практика сейчас в Украине насаждаются принудительно, руками пришедших к власти и усиленно в неё продвигаемых представителей ультраправых профашистских партий и групп, ещё недавно пребывавших в маргинальной нише украинской политики и общественного сознания. Ярким примером этого является несуразно высокий удельный вес партии «Свобода» в политических структурах новой власти, который совершенно непропорционален тем 2% общественной поддержки и 8% депутатских мандатов, которые она имеет в парламенте12
Среди ставленников «Свободы» 6 губернаторов областей: Львовской, Тернопольской, Ровненской, Житомирской, Кировоградской и Полтавской, — Генеральный прокурор, 5 министров, включая вице-премьера по гуманитарным вопросам Александра Сыча. Он же — заместитель Олега Тягнибока в партии «Свобода» по идеологическим вопросам. Конечно, это шокирующий факт, что главный идеолог украинского ультрарадикального национализма и ксенофобии поставлен в украинском правительстве отвечать за воспитание всего украинского народа!
Идеология и практика правого ультранационализма, фактически фашизма, буквально насаждается в Украине квадратно-гнездовым методом чьей-то умелой рукой. Это политтехнология, которая призвана служить нагнетанию обоюдного страха между украинским и русским народами, демонизации и выращиванию образа врага — русского, с одной стороны, и врага-украинца, с другой, в интересах эскалации враждебности между нашими народами, а в конечном счете, в интересах американского экспансионизма, желающего воевать с Россией до последнего украинца.
Опасность фашизации украинского общества целиком реальна. Но и потенциал сопротивления этому в Украине очень велик, и представлен не только в юго-восточных областях.

Свободный репортёр
________________________________________
1 Всеукраинское объединение «Свобода» — украинская радикально-националистическая политическая партия.
Основана 13 октября 1991 года на учредительном съезде под названием Социал-национальная партия Украины (СНПУ). 14 февраля 2004 года на IX Съезде была переименована во Всеукраинское объединение «Свобода», а председателем партии был избран Олег Тягнибок. В 2012 году партия получила 37 мест из 450 в Верховной Раде Украины VII созыва, набрав 10,44 % голосов избирателей.
2 Олег Ярославович Тягнибок (родился 7 ноября 1968, Львов) — украинский политический деятель националистического движения, председатель партии ВО «Свобода» и её фракции в Верховной раде Украины, народный депутат Украины III, IV и VII созывов.
3 Нет! я бы даже его сравнил с ревом или истошным, на пределе сил, воплем, при этом многие на фашистский манер самозабвенно вскидывают ладони с растопыренными в виде тризуба пальцами. Наблюдать это страшновато
4 Штурмовые отряды (нем. Sturmabteilung), сокращённо СА, штурмовики; также известны как «коричневорубашечники» (по аналогии с итальянскими «чёрнорубашечниками») — военизированные формирования Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).
Созданы 3 августа 1921 года на базе некоторых подразделений «Добровольческого корпуса». 4 ноября 1921 года получили название «Штурмовых отрядов». После «пивного путча» в 1923 году были запрещены, но продолжали действовать под другим названием. Вновь легализованы в 1925 году. Руководители СА на местах постоянно вступали в конфликт с руководством НСДАП, что в 1930 году вылилось в «мятеж Штеннеса», после которого Гитлер лично возглавил штурмовые отряды, став Верховным фюрером СА (оставался им до мая 1945 года).
Штурмовые отряды сыграли решающую роль при подъёме национал-социалистов. После прихода НСДАП к власти штурмовые отряды короткое время имели статус вспомогательной полиции, но после лета 1934 года (так называемая «ночь длинных ножей», когда руководство СА во главе с Эрнстом Рёмом было уничтожено) они потеряли значение, и главной боевой организацией НСДАП стала СС.
Отряды СА, сильно сократившиеся численно, просуществовали до 1945 года, причём до 1943 года их возглавлял назначенный Гитлером и участвовавший в чистке Виктор Лютце, а после его гибели в автомобильной катастрофе — Вильгельм Шепман. Но к этому времени штурмовики уже не играли никакой роли в политике. Возможно, именно поэтому Нюрнбергский процесс не признал членов СА (в отличие от членов СС) преступной группой. Из членов СА формировались части СС «Мёртвая голова» (занимались охраной концлагерей), а также дивизия СС «Хорст Вессель» (на её петлицах был изображён символ СА). Кроме того, гражданская администрация на оккупированных территориях формировалась в основном из членов СА. СА были основной ударной силой погромов «Хрустальной ночи».
Основными функциями СА после 1934 года были:
- проведение парадов во время партийных съездов;
- допризывная и послепризывная подготовка;
- гражданская оборона и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- борьба с партизанским движением в Польше и Югославии.
Законом союзнического Контрольного совета в Германии № 2 от 10 октября 1945 года СА вместе с НСДАП и другими связанными с этой партией организациями были запрещены, а их имущество конфисковано.
5 А патриотами их можно называть лишь в кавычках, поскольку не было и нет более разрушительной для Украины политической силы, чем те, кто гордо именует себя «украинскими патриотами»
6 Нарциссизм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.
В психологии и психиатрии чрезмерный нарциссизм рассматривают как серьёзную личностную дисфункцию или расстройство личности. Часто говорят о нарциссической акцентуации характера. Слова «нарциссизм», «нарциссический» и «нарцисс» обычно используются как негативно окрашенные, указывающие на тщеславие, самомнение, эгоизм или просто самовлюблённость. Применительно к социальной группе они могут иногда означать элитарность или безразличие к проблемам других людей.
Расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.
Личности тех, кто воспитывался нарциссическими людьми или просто имел слишком много травматического опыта взаимодействия с ними, во многих случаях несут на себе специфический след, называемый «нарциссической травмой», и представляющий собой повышенную уязвимость к стыду, а также трудность в поддержании «границ» между собой и окружающими людьми. Большинство людей с нарциссической травмой либо так же, как нарциссические личности, вкладывают много сил в поддержание ощущения своей сверхзначимости, либо склонны безропотно выполнять прихоти окружающих, боясь сталкиваться с их гневом.
Между тем, в отличие от настоящих нарциссических личностей, нарциссически травмированные люди сохраняют достаточный уровень рефлексии, чтобы иметь возможность осознавать собственные зависть, стыд и вину.
В сексологии же, это сексуальная девиация, при которой половое влечение направлено на самого себя. Может рассматриваться как разновидность сексуального фетишизма.
7 Ирина Дмитриевна Фарион (родилась 29 апреля 1964 года во Львове (Украина)) — украинская политическая и общественная деятель, член Всеукраинского объединения «Свобода». В 2012—2014 годах — депутат Верховной Рады, была избрана от одномандатного избирательного округа №116 (Львовская область), председатель подкомитета по вопросам высшего образования Комитета по вопросам науки и образования. На внеочередных парламентских выборах в октябре 2014 года в том же округе заняла лишь третье место и в парламент не прошла. Является известной медийной фигурой благодаря многочисленным русофобским высказываниям.
8 Это дословная запись, а многие эпитеты я не успел записать...
9 Причем делают это по хулигански, набрасываются толпой на одного и, избив, убегают — свидетельств этому скотству, в том числе и в Интернете, более чем достаточно
10 Если не сказать сильнее — тупость
11 То есть руководителей, по-украински
12 Для справки. Всего членов партии «Свобода» во всей Украине — 15 тысяч (См.: Всеукраїнське об’єднання «Свобода» — Официальный сайт партии «Свобода»). Сочувствует партии «Свобода» и ее лидеру Олегу Тягнибоку по данным всех всеукраинских соцопросов, от силы 1,5-2% населения (См.: В ПР Тигипко имеет самые большие шансы на президентский пост — соцопрос. — Обозреватель от 06.03.14)