Многие участники про-российских митингов надеются, что Россия решит все экономические проблемы Крыма.
Несмотря на то что крымские власти говорят не только о присоединении Крыма к России, но и о переходе на российский рубль, украинское правительство продолжает в полном объёме перечислять в этот дотационный регион деньги на зарплаты и пенсии, своевременную выплату которых крымское руководство называет своей заслугой.
Киевлянка Елена, для которой уже много лет актуальна дилемма: отдохнуть качественнее и дешевле в Турции или поддержать «национального производителя» курортных услуг, рассказывает:
«В этом году хотела открыть курортный сезон в Крыму не на майские праздники, как обычно, а на 8 марта. Хорошо, что было так много работы, что не успела заказать билеты и гостиницу».
В каком бы направлении ни развивались события в Крыму, о курортном сезоне на полуострове можно забыть надолго, считают обозреватели, прогнозы которых отличаются только количеством лет.
Вместе с тем курортную отрасль в Крыму, где почти нет крупных предприятий, можно назвать ключевой как для бюджета самой автономии, так и для большинства её жителей, значительная часть которых зависят от отдыхающих.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк:
«После того как российские танки и военнослужащие появились в Автономной Республике Крым, думаю, что фактически курортного сезона не будет. А не будет курортного сезона, не будет и дополнительных поступлений в бюджет. Поэтому нам сейчас надо думать, как скорректировать доходы АРК. Поскольку им придётся помогать и увеличивать объёмы дотаций для того, чтобы удержать социальную ситуацию в Крыму».
Российские миллиарды против украинских млн?
Крымский бюджет, также как и бюджеты юго-восточных областей Украины, является традиционно дотационным, то есть получает из государственной казны больше, чем туда отдаёт. Впрочем, прямые дотации из госбюджета в Крым на порядок меньше, чем дотации, скажем, в Донецкую или Луганскую области, где часто говорят, что именно они «кормят» всю Украину.
Так, согласно бюджету на 2014 год, который разрабатывало и представляло на рассмотрение парламента правительство во главе с Николаем Азаровым, Крым должен получить $13,170 млн прямых дотаций из государственного бюджета Украины, Донецкая область — $133,5 млрд, а Луганская — $116,4 млрд.
В 2013 году прямые бюджетные дотации в Крым составили $12,6 млн. Отдельной строкой финансирования был Севастополь, получивший дотаций больше, чем вся Крымская автономия, — $13,7 млн.
К этому стоит добавить субвенции, выделяемые из государственного бюджета на развитие инфраструктуры регионов. В 2013 году они составляли:
- на АРК — $3,36 млн,
- на Севастополь — $2,2 млн.
Кроме того, финансирование осуществлялось и через различные целевые программы, гранты и кредиты от международных финансовых организаций.
Всего Крым является только на 34% финансово самостоятельной территорией, а Севастополь — на 20%. Остальное добавляется из государственного бюджета Украины.
Впрочем, как заявил неделю назад первый заместитель председателя Совета министров АРК Рустам Темиргалиев, Россия готова предоставить Крыму до $5 млрд через инвестиционные проекты и $1 млрд помощи.
Однако не только в экспертной среде, но и в социальных сетях тем, кто рассчитывает на российские инвестиции в Крым, советуют посмотреть на экономическую и социальную ситуацию на других территориях, находящихся под «протекторатом» России — в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье.
Обозреватели также напоминают, что всё электричество и воду Крым сейчас получает с территории Украины.
Равнение на банки
И потери Крыма, и потребность в дополнительных финансовых вливаниях в автономию могут оказаться лишь «цветочками» по сравнению с теми «якодками», которые уже приносит конфликт в Крыму для Украины в целом.
Конфликт начался именно тогда, когда появилась возможность политической и экономической стабилизации на Украине, а затем и восстановления украинской экономики.
При этом большинство экспертов соглашаются, что внутренние ресурсы Украины настолько истощены, что без внешней помощи «запустить» двигатель украинской экономики будет крайне сложно.
Арсений Яценюк:
«Сложно убедить иностранных инвесторов вкладывать в страну, по территории которой ездят российские танки и ходят российские солдаты».
Вместе с тем министр экономики Павел Шеремета пока отказывается оценивать возможные экономические потери Украины в случае отделения Крыма:
«Моя позиция и мое понимание на данный момент — референдум является неконституционным, а ситуация в Крыму должна вернуться в конституционное русло. Есть много сценариев развития ситуации, но нет смысла сейчас обсуждать изначально неконституционные сценарии».
Банки остаются одним из немногих институтов в Крыму, которые пытаются работать по законам «довоенного» времени. Они стараются не только обеспечить осуществление всех операций, включая выплату зарплат, пенсий, обмен валюты, но и выплатить все деньги вкладчикам, желающим досрочно забрать депозиты.
Как говорит председатель правления «Райффайзенбанк-Украина» Владимир Лавренчук, если на остальной территории Украины уже наблюдается прекращение оттока депозитов и исчезновение очередей за валютой, то в Донецке, Харькове и Крыму все наоборот.
Владимир Лавренчук:
«Влияет ли это на банковский сектор? Очевидно, что влияет. Влияет ли это так, что банковскому сектору грозит потеря ликвидности? Нет».
Роман Шпек, старший советник «Альфа-Банка»:
«Безусловно, военная оккупация, которая имела место в Крыму, и провоцирование нестабильности в юго-восточных регионах Украины влияют на настроения граждан, а это создает дополнительное давление на банковскую систему из-за желания снять средства со счетов, конвертировать эти средства в валюту и положить это, в зависимости от уровня фантазии, в банковские ячейки или куда-то еще. Эти процессы сейчас уже не зависят от экономических факторов, а связаны исключительно с потерей доверия к любым государственным институтам».
Обозреватели также признают, что сейчас, когда Киев уже получил подтверждение готовности ЕС и США предоставить Украине многомиллиардную финансовую помощь, снова ослабить гривну может дальнейшее обострение в Крыму. А потеря каждой копейки в курсе гривны оборачивается миллионами, на которые увеличивается при этом внешний долг Украины.
Впрочем, то, что гривна укрепляется уже несколько дней подряд, и в пятницу ее курс вырос до 8,9-9,0 гривна/$, свидетельствует, что участники рынка пока ориентируются больше на сигналы от международного сообщества, чем из Крыма.
Рейтинговые потери России
3 марта, в первый рабочий день после того, как Совет Федерации России разрешил президенту Путину использовать российские войска на территории Украины, суммарные потери капитализации российских компаний составили ₱2 трлн. Это на ₱500 млрд больше, чем затраты на самую дорогую в истории зимних Игр сочинскую Олимпиаду.
По подсчётам «Bank of America Merrill Lynch», если в Крыму начнётся открытое военное противостояние, Россия может потерять не менее 3% ВВП. Кроме того, под угрозой окажутся поставки российских углеводородов на Запад на сумму в $30 млрд в год. Аналитики банка также отмечают, что примерно на такую же сумму у России закупает газ и сама Украина.
Между тем аналитики швейцарского «Credit Suisse» считают, что даже без российского военного вторжения в юго-восточные регионы Украины, вероятность чего в «Credit Suisse» оценивают в 15-20%, российский рубль и дальше будет слабеть, что обесценит и поступления в бюджет*. Кроме того, уменьшение поступлений в российский бюджет будет продолжаться и из-за замедления роста экономики и падения цен на нефть.
В «Credit Suisse» также считают, что даже если российские войска будут просто оставаться в Крыму, кредитный рейтинг России непременно снизится, а это повлечет за собой увеличение расходов на обслуживание долга, дополнительные расходы в бюджете, которые добавят к бюджетному дефициту «дыру» размером в 0,5% от ВВП страны.
* Дополнительные 0,24% потерь ВВП на потере каждого рубля в курсе руб/$