Google+

воскресенье, 20 октября 2013 г.

БЫЛАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ РУССКИХ КУПЦОВ

Какой толк можно извлечь из непригодного для земледелия полуострова в безлюдной местности, населенной только шайками разбойников? Для ссыльнопереселенца Михаила Ивановича Янковского1 в 1880-х годах этот же вопрос стоял несколько иначе — как прокормить жену, дочку и сына. Потому что этот полуостров к югу от Владивостока был его единственной собственностью. Нефтяных скважин и прочих скрытых богатств на полуострове не наблюдалось, вся выгода заключалась в узком перешейке, в скудной травке и в перелесках, которыми он покрыт. Можете погадать на тему собственной предприимчивости и сравнить с тем, что Михаилу Ивановичу удалось сделать на самом деле.
Для начала он перегородил перешеек на свой полуостров и устроил там первую в мире плантацию капризного женьшеня, уходившего в соседнем Китае за сумасшедшие деньги. Потом он развел огромное стадо пятнистых оленей, целебные панты2 которых подбирал каждую осень, не убивая самих оленей. Но самое удачное его предприятие было заточено под тот простой факт, что в соседнем Владивостоке несколько сот офицеров по выходным пропадали со скуки, получая при этом нехилую зарплату золотом. Янковский вывел на своем полуострове уникальную породу лошадей.
Объединившись с местными купцами, он построил на краю Владивостока ипподром, в районе нынешнего рынка на Спортивной, и наладил доставку туда публики своими паровыми катерами за драконовскую цену 15 копеек билет. Вскоре его лошади гремели по всей стране на скачках вплоть до Санкт-Петербурга, жеребцов раскупали коннозаводчики, кобыл крестьяне. Попутно этот удивительный человек открыл и описал в научных журналах множество новых видов бабочек, которых он нашел на своем сказочно прекрасном туманном полуострове, тогда называвшимся Сидэми3. Семнадцать из ста открытых им бабочек до сих пор носят его имя, как и три вида впервые описанных им птиц, включая лебедя Янковского4 — большинству профессиональных биологов такое и не снилось.
Местных китайских пиратов-хунхузов5, зарившихся на его богатства, он укротил своими силами единолично — до покупки полуострова Михаил Иванович успел покомандовать золотыми приисками на острове Аскольд, где хунхузов приходилось отгонять постоянно. Тигры оказались более упорными.
Добирались они до полуострова вплавь и страшно фыркали, высаживаясь на берег — все кошки умеют плавать, но терпеть не могут воды. Янковскому пришлось отстрелять их полтора десятка в поединках один на один, пока тигры не признали наконец его территорию.
Но из живой истории, как из песни, грустного слова не выкинешь — однажды, когда он был в отъезде, его дом-крепость на перешейке не устоял — были убиты его жена и дети, перебита вся прислуга. Хозяин не бросил сожженный дом, но сильно переменился. Оседлав свою самую породистую лошадку, он принялся выслеживать и отстреливать хунхузов за многие десятки километров вокруг, внезапно появляясь в самых неожиданных местах. На долгое время это стало его главным занятием — денег было много, а семьи больше не было. На хунхузов нашел ужас.
Через пару лет эти места были настолько мирными, что в них стали бывать и строиться люди под стать Янковскому. Среди них была сугубо континентальная семья Худяковых, усадьба которых на таежной речке Кедровка производила все что угодно, кроме морепродуктов. Порыбачив на полуострове Янковского, братья Худяковы всерьез увлеклись морской рыбалкой — по собственным чертежам они построили паровую яхту-пятитонку и стали ходить на ней в Охотское море, на китобойный промысел. Но самый крупный дом из новых соседей Янковского построил Юлий Иванович Бринер6 — некогда мелкий торговец, тоже купивший однажды никому не нужный кусок земли, но в другой стороне, к северу от Владивостока. В результате он оказался владельцем 80% разведанных мировых запасов то ли бора, то ли вольфрама с молибденом — точно уже не помню. На этом месте сейчас город Дальнегорск и несколько миллионов тонн отходов. Поселившись рядом с Янковским, совсем близко к Корее, Бринер направил свою кипучую энергию в эту сторону — выкупил в долгосрочную аренду пятидесятикилометровый шмат корейской земли вдоль всей северокорейской границы, и умудрился втянуть в эту авантюру царскую семью, пока их оттуда не вышибли японцы.
От гражданской войны семья Бринеров смоталась подальше, но старший Бринер успел умереть как раз накануне эмиграции. Он остался похоронен на полуострове Янковского, как и завещал. Я его понимаю — из этих красивейших мест очень трудно уехать. Внук его добавил лишнее «н» в свою фамилию, сократил имя, данное в честь деда, и стал знаменитой голливудской кинозвездой Юлом Бриннером7, героем фильма «Великолепная семерка». Его сын до сих пор приезжает во Владивосток на ежегодные сентябрьские кинофестивали — весь в черном, в широкополой ковбойской шляпе, прикрывающей лысину, которую он впрочем с удовольствием показывает в конце своих выступлений. Однажды он рассказал — до Юла Бриннера голливудские актеры играли свои ковбойские роли из жизни Дикого Запада по наитию, теоретически — свидетелей тех времен давно не осталось в живых. И я вдруг понял — сила и обаяние Юла Бриннера в том, что до конца жизни в его душе скакал ковбой российского Дикого Востока, а вовсе не американского Дикого Запада — безобидный некогда исследователь бабочек Михаил Иванович Янковский, мстя за свою семью…
-------------------------------------------------------------
1Михаил Иванович (Янович) Янковский (польск. Michał Jankowski; 24 сентября 1842, Тыкоцин — 10 октября 1912, Сочи) — предприниматель, натуралист и селекционер, представитель польского дворянского рода Новина-Янковских.
2Панты — рога оленей в период их ежегодного роста, имеют трубчатую неороговевшую структуру, наполнены кровью, покрыты тонкой бархатистой кожей с короткой мягкой шерстью. Олени — единственное семейство млекопитающих, ежегодно отращивающих и сбрасывающих массивный орган — рога. В восточных традиционных системах врачевания (Китай, Корея) панты широко используются для сохранения силы и молодости, они находятся на самой вершине применяемых снадобий и сравнимы только с женьшенем.
Панты оленей, срезанные с живого или убитого животного, перерабатываются различными способами:
  • традиционный способ сушки на воздухе с промежуточным обвариванием для предотвращения микробного и паразитарного загрязнения
  • сушка вымораживанием при низких температурах
  • сушка в вакууме
  • и другими.
Для получения пантов с конца XIX века пантовых оленей сибирских подвидов (марала, изюбря и пятнистого оленя) разводят в неволе. В Российской Федерации пантовое оленеводство наиболее развито в Республике Алтай (более 70 тыс. голов) и Алтайском крае, отдельные хозяйства есть в других регионах. Также пантовое оленеводство широко развито в Казахстане, где обитают маралы и пятнистые олени, с пантами очень высокого качества.
Наиболее ценными считаются панты сибирского марала (ареал — казахстанская и российская части Алтая). Панты — предмет традиционного экспорта, в основном в Корею (по Республике Алтай в 2006 году экспорт составлял около 40 тонн[1]). Панты служат сырьём для получения лекарственного средства — пантокрина и значительного числа комплексов биологически активных веществ. В 1990-е годы в России начато изучение и производство пантогематогена из крови пантовых оленей, получаемой в период срезания пантов.
Пантовое оленеводство широко развито в Казахстане, Китае, в Новой Зеландии (более 2 млн голов).
Используются для приготовления пантовых ванн.
3Ныне он известен, как полуостров Янковского. Полуостров на юге Приморского края. Находится на восточном побережье залива Петра Великого, отделяет бухту Нарва и Лебяжью лагуну от Славянского залива. С северо-запада соединён низким заболоченным перешейком с материком. В восточной части находится бухта Гека, в юго-восточной — бухта Табунная, в юго-западной — бухта Миноносок. Крайней северной точкой полуострова является мыс Бринера, восточной — мыс Куприянова. К югу от полуострова находятся острова Сидорова и Герасимова, к востоку — остров Кроличий. На полуострове много небольших ручьёв.
Рельеф полуострова преимущественно горный. Высочайшая точка 248 м. Берега крутые, обрывистые, скалистые, в северо-западной части равнинные и частично заболоченные. В море близ полуострова встречаются подводные и надводные камни.
В восточной части полуострова, на берегах бухт Гека и Нарва расположено село Безверхово.
Первоначально полуостров носил название Сидеми, затем был переименован в честь Михаила Ивановича Янковского, имевшего на этом полуострове свою усадьбу.
4В научных кругах он также известен, как американский лебедь, или американский тундровый лебедь (лат. Cygnus columbianus) — небольшого размера лебедь, распространённый в тундровой зоне северного полушария. Некоторые орнитологи малого лебедя (подвид C. c. bewickii), обитающего в Палеарктике, выделяют в отдельный вид, однако большинство учёных всё же полагают, что это один из двух подвидов тундрового лебедя. Второй подвид C. c. columbianus распространён в Северной Америке. Иногда российские популяции, обитающие восточнее Таймыра, выделяют в подвид C. c. jankowskii, однако такая практика не общепринята.
5Хунхузы (кит. трад. 紅鬍子, упр. 红胡子, пиньинь: hónghúzi — краснобородый) — члены организованных банд, действовавших в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), а также на прилегающих территориях российского Дальнего Востока, Кореи и Монголии во второй половине XIX — первой половине ХХ вв. В широком смысле — любой преступник, промышляющий разбоем. На территории России под хунхузами подразумевались исключительно этнические китайцы, составлявшие абсолютное большинство членов хунхузнических бандформирований. Впрочем их жертвами даже на российской территории были также в основном мирное китайское и маньчжурское население. На более позднем этапе в состав шаек входили представители разных национальностей, в том числе русские и украинцы, которых соперничающие китайские банды начали использовать для сведения счётов между собой.
6Юлий Иванович Бринер (нем. Julius Joseph Bryner; 1849, Ла-Рош — 1920, Владивосток) — владивостокский купец I гильдии и почётный гражданин г. Владивостока, первооткрыватель тетюхинских рудных месторождений. Основал горнодобывающие предприятия, в дальнейшем составившие основу экономики г. Дальнегорска. Дед актера Юла Бриннера.

7Юл Бриннер (англ. Yul Brynner, 11 июля 1920, Владивосток — 10 октября 1985, Нью-Йорк) — американский актёр театра и кино российского происхождения.

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ