Google+

среда, 11 июля 2012 г.

В РОССИИ ЗАРАБОТАЕТ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРА?!..

Законопроект о создании «чёрного списка» «вредоносных» сайтов Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях. Отныне любой ресурс, распространяющий неугодный законодателям контент, может быть закрыт. Если только Совет Федерации или сам Президент не наложат на инициативу вето.
Для продвижения идеи государственного интернет-контроля была использована классическая, если не сказать, избитая тактика — забота о «наших детях». За поправки к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» проголосовало 434 депутата из 450.
После того, как народные избранники конкретизировали понятие «вредоносной» информации, все сайты, содержащие контент пропагандирующий наркотики или транслирующий детское порно, либо рассказывающие о способах суицида, встали в очередь на ликвидацию.
Более того, документ предусматривает создание специального реестра «антисоциальной» информации, запрещенной к распространению в Сети, и введение процедуры блокировки интернет ресурсов. «Великий русский фаервол» родился, и рискует вырасти очень похожим на своего китайского брата. В Поднебесной интернет тотально контролируется государством уже давно, местные жители даже зарегистрироваться в соцсети без паспорта не могут. Особого восторга у граждан это не вызывает.
Против законопроекта протестуют не только рядовые интернет-юзеры, но и крупнейшие сетевые компании и правозащитники. «Википедия» в знак несогласия с инициативой российских властей на сутки полностью остановила работу своего русскоязычного блока. Выступают с острой критикой и Google с «Яндексом» и Mail.Ru Group.
Не понравилась инициатива и властным структурам, в том числе, Совету при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Даже премьер-министр Дмитрий Медведев, известный своей интернет-активностью, отнёсся к закону неоднозначно. Он спросил вице-спикера Госдумы Дмитрия Железняка на встрече с руководством «Единой России» в парламенте:
Говорят, вы уничтожили весь интернет в стране?
Позже премьер заявил:
Общий принцип: Сеть должна быть свободной. Второе. Сеть должна руководствоваться набором правил, которые человечеству ещё только предстоит выработать.
С логикой Д. Медведева спорить сложно, некоторые ресурсы действительно могут содержать информацию, которую можно использовать во вред. Это скорее напоминает логическое заключение о том, что если столовым ножом можно убить человека — значит резать колбасу люди должны ложкой, ради их же безопасности.
К тому же сам процесс ограничения доступа к вредоносному контенту пока остается очень сырым. Не понятно, как будут блокироваться сайты, по доменному имени или url-адресам.
Иван Стрешинский, гендиректор USM Advisors, член совета директоров Mail.Ru:
Удивляет и то, что интернет будут контролировать некоммерческие организации, их принципы контроля непонятны.
Впрочем, российский премьер делает ставку на то, что, согласно законопроекту, очень большую роль в решении спорных вопросов будет принимать суд. Дмитрий Медведев, русский премьер-министр:
В этом случае мы можем получить совершенно нормальную и цивилизованную легальную площадку регулирования процессов в Сети.
Представители ведущих интернет-ресурсов с ним не согласны. Илья Дронов, руководитель LiveJournal Russia:
Поправки могут привести к созданию цензуры в Рунете, что запрещено Конституцией РФ. Это недопустимо. «Живой журнал» против. Технологическое решение черного списка не снимет проблему переноса противоправного контента на другие адреса, а наличие реестра не решит проблем, но наложит обременительные обязательства на интернет-компании.
Алексей Самохвалов, директор Национального исследовательского центра телевидения и радио, председатель экспертного совета по интернет-вещанию:
Теперь на владельцев сайтов смогут заводить уголовные дела. Учитывая размытость формулировок, под запрет могут попасть вполне невинные порталы, а сам прецедент заглушки в интернете создаст опасную тенденцию, при которой запреты будут усиливаться. Депутаты играют в опасную игру, интернет-сообщество способно к самоорганизации и активному протесту. Всё это может вылиться в новую волну митингов.
И если учесть, что огромную долю активных посетителей декабрьских и весенних митингов составляли именно интернет-пользователи, в утверждении А. Самохвалова может быть не малая доля истины. Массовая истерия в Сети, поднявшаяся уже на этапе обсуждения законопроекта, яркое тому подтверждение. Но решатся ли юзеры перейти от слов к делу, особенно в свете нового закона о митингах — большой вопрос.

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ