Google+

пятница, 12 августа 2016 г.

ШКОЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ В ЕВРОПЕ: СРАВНЕНИЕ НЕСРАВНИМЫХ

«Как определить качество школы? Можно ли доверять рейтингам, основанным на сравнительных результатах экзаменов? И как помочь той или иной школе подняться на более высокую ступень? «Свободный репортёр» разобрался в ситуации на примере двух стран.

Португалия: ненужные рейтинги

Утро рабочей недели в семье Карлы Суза проходит типично: женщина готовит завтрак своей дочери Катерине, затем отвозит её в школу, в которой когда-то училась сама. Карла отдала девочку в школу, расположенную в довольно проблемном квартале Порту, к тому же не очень близко от дома. Почему? Ведь в рейтинге школ от 2010 года это учебное заведение значилось последним…
Карла Суза:
«Меня это совсем не беспокоит. Главное для меня — хорошее самочувствие моих дочек. Я хочу, чтобы им было комфортно, чтобы они старались, делали домашнюю работу, чтобы их усилия отражались на оценках. А уж какой там рейтинг школы, меня не интересует…».
Катерина — младшая дочь Карлы. Она — в 10-м классе, учится с уклоном в технические науки. Девушка также получает стипендию, которая позволяет ей заниматься музыкой. Она знает, что рейтинг у её школы низкий, однако не придаёт этому значения.
Катерина Суза:
«Многие ребята сами не стараются, не прикладывают усилий, но есть, конечно, и те, кому важны хорошие оценки. Они смогут поступить затем в университет — изучать медицину, инженерное дело, юриспруденцию».
Мануэл Антонио Оливейра — директор школы. Отсутствие мотивации у многих ребят он объясняет бедностью и безработицей в семьях, где образование не ценится. По его мнению, национальный рейтинг школ вообще не имеет смысла.
Мануэл Антонио Оливейра:
«По правде говоря, игнорировать рейтинги не получается. Да, наша школа входит в группу учебных заведений, которым срочно нужна помощь. Я — за то, чтобы не сравнивать заведомо не сравнимые вещи. Нельзя в одном рейтинге сопоставлять нас и частные школы, там совершенно другой уровень. Эти заведения сами отбирают студентов, отбирают лучших учителей, там вся методика ориентирована именно на сильных».
Частная школа «Colégio Nossa Senhora do Rosário» — одна из лучших в Порту и в стране, лидер национального рейтинга.
Однако её дирекция также считает попытки «причесать» все учебные заведения под одну гребёнку необъективными.
Мария Тереза Ногейра, директор:
«Несправедливо опираться только на академические критерии, ведь для оценки студентов нужно принимать во внимание множество факторов. Ведь мы, частные школы, имеем гораздо более благоприятные условия для достижения успеха».
Эта школа предлагает учащимся две возможные модели обучения — комплексную и персонализированную. Учёба дополнена внеклассными мероприятиями. Студенты понимают, что учиться здесь — настоящая привилегия, которая станет хорошей инвестицией в их будущее. Каролина Силва, ученица:
«Да, эта школа помогает мне формироваться как личности, она откроет мне дверь в будущее. И у меня не было бы таких возможностей, учись я в другой школе».
Директор школы утверждает: здесь растят настоящих лидеров завтрашнего дня.

Германия: из отстающих в лидеры

Гропиусштадт, бедный берлинский микрорайон. Разумеется, здесь есть школа. Её репутации до недавнего времени было не позавидовать: насилие, низкая академическая успеваемость, высокий отсев.
Директор школы, Роналд Фишер хорошо помнит тяжёлые времена:
«То, что происходило в личной жизни детей, за стенами школы главенствовало и в стенах учебного заведения. Наши учителя не учили толком, они пытались справиться с различными группировками подростков, которые открыто воевали друг с другом».
Когда ситуация дошла до взрывоопасной точки, вмешались родители. Они подписали петицию, настаивая на изменении ситуации. Дирекция школы при поддержке местной администрации взяла курс на радикальную перестройку.
Сначала было проведено объединение двух школ: к средней присоединили соседнюю начальную. Был выстроен кампус. Новая общеобразовательная школа попросила помощи социальных работников и психологов, радикально обновила педагогический коллектив. Сегодня она процветает.
Гвидо Банке, социальный работник:
«Мы говорим о повороте на 360º. Школа, которая стояла на пороге закрытия, преобразилась в замечательное перспективное заведение, где осваиваются новые методики обучения, где люди сотрудничают для достижения общей цели».
Район продолжает оставаться проблемным: три четверти местных семей живут в бедности, не имея возможности покупать детям книги, развивать их.
Роналд Фишер, директор школы:
«Нам удалось нанять учителей, которые заинтересованы в этом проекте, заинтересованы в развитии нового школьного кампуса. Они прилагают усилия к достижению успеха в совместной работе»..
Школа заменила 80% прежнего штата. Среди новых учителей — Эркан Карагая. Раньше он жил и работал на юге Германии. В его прежней школе обстановка была спокойней.
Эркан Карагая:
«Для меня определяющим стало то, что в этой школе решились всё перевернуть вверх дном. Я — выходец из более консервативной системы, ведь большинство школ не хотят перемен, постоянно применяя одну и ту же модель».
Этот учитель взял на вооружение поведенческую терапию, которую проводит для проблемных учеников. Он отошёл от традиционной организации уроков: в его классе дети занимаются творчеством, осваивают профессии.
Эркан Карагая:
«Дети очень импульсивны, нам нужно искать для них какие-то иные подходы. И тогда они начинают трудиться».
Работу перестроил не только отдельно взятый учитель, но и весь коллектив в целом. Теперь каждый педагог отвечает за конкретную возрастную группу. Так формируется более тесная связка между взрослым и детьми. В отношениях царит уважение, раньше ничего подобного здесь не было.
Ясмин Лима, ученик:
«У нас появились новые учителя, они умеют себя правильно с нами поставить. Они очень приятные, но одновременно более строгие, мы их уважаем».
Кампус тем временем расширяется, в обозримом будущем здесь появится новое здание старшей школы, где дети смогут завершить своё образование.
Роналд Фишер:
«Мы об этом мечтаем. Где-то через пять лет мы сможем предложить обучение полного цикла, подкреплённое грамотным планированием и финансированием».
Надстраивать новое, совершенствуя уже имеющееся — таков девиз этой школы. Её руководство убеждено: в бедных кварталах нужно учить хорошо!
© Dietrich von Stieglitz
Главный редактор

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ