В России в сфере госзаказа по-прежнему существует «закрытый клуб» заказчиков и поставщиков.
Согласно записки Федеральной антимонопольной службы по поводу реформы системы государственного и муниципального заказа, —
«В сфере госзаказа годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представлялся невозможным».
Однако, как пишет Forbes, заказчики дорогостоящих проектов по-прежнему хотят работать с определенными поставщиками и могут выбирать, кого хотят. По данным издания, государство создало отличные сервисы, но функцию реформы системы госзаказа они не выполняют. Сейчас, как и прежде, в начале 2000 году по-прежнему существуют «закрытые клубы» заказчиков и поставщиков, которые делают все то же самое, что и раньше, только теперь открыто, на глазах у изумленной публики.
Журнал составил очередной рейтинг королей госзаказа. Приведем первую десятку:
I. ИСКАНДЕР МАХМУДОВ, АНДРЕЙ БОКАРЁВ
Заказчики: Московский метрополитен, РЖД.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 33% — «Трансмашхолдинг»; 16,9% — «Метровагонмаш»; 24,5% — Октябрьский электровагоноремонтный завод; 33% — «Рослокомотив».
Сумма господрядов: 130,7 млрд рублей. Все структуры, в которых Махмудов так или иначе является акционером, по расчетам Forbes, получили госзаказов в 2014 году на сумму, превышающую 500 млрд рублей. Почти 400 млрд из них «заработали» непрофильные для основателя Уральской горно-металлургической компании и «Кузбассразрезугля» (КРУ) направления — машиностроение и транспорт.
II. АРКАДИЙ РОТЕНБЕРГ
Заказчики: «Газпром», ОЭК.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 75,5% — «Стройгазмонтаж»; 75,5% — ТЭК «Мосэнерго».
Сумма господрядов: 102,8 млрд рублей. «Стройгазмонтаж» строит магистральные трубопроводы, наземные сооружения, занимается морским строительством и газификацией регионов. В 2013 году он был вторым по размеру после «Стройгазконсалтинга» нефтегазовым подрядчиком страны. Но после того как «Газпром» перестал с ним работать, «Стройгазмонтаж» побеждает почти во всех тендерах, на которые заявляется. В 2014 году он получил от «Газпрома» подрядов на 105 млрд рублей. Уже в 2015 году «Стройгазмонтаж» взялся за исполнение самого дорого инфраструктурного проекта в стране — строительства Керченского моста, соединяющего Крым и Кубань, от которого отказался «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко 6. Стоимость проекта — рекордные 228 млрд рублей.
III. ИВАН ШАБАЛОВ
Заказчики: «Газпром».
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% — «Трубные инновационные технологии».
Сумма господрядов: 92,2 млрд рублей. Иван Шабалов, ученый и предприниматель, смог объединить производителей труб в ассоциацию, которую сам и возглавил в 2004 году. Объединившись и создав собственные мощности, трубники почти полностью вытеснили с рынка импортные трубы большого диаметра. У этой победы была оборотная сторона: с 2005 года «Газпром» стал покупать трубы не напрямую у производителей, а у трейдеров. Благодаря этому Шабалов фактически создал трубную империю.
IV. ВАЛЕРИЙ АБРАМОВ, ВИКТОР ПЕРЕВАЛОВ
Заказчики: Росавтодор и его региональные подразделения.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% — ВАД.
Сумма господрядов: 79,8 млрд рублей. В течение последних лет реконструировала федеральные трассы «Кола» (М-18), «Скандинавия» (М-10) и региональные дороги в Карелии, Вологде и Калининграде. Самый крупный подряд 2014 года — реконструкция части автомобильной дороги М-20 Санкт-Петербург — Пустошка — Невель в Ленинградской области на 13,5 млрд рублей.
V. ГЕННАДИЙ ТИМЧЕНКО
Заказчики: «Газпром», Министерство спорта, департамент строительства Москвы, Автодор.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 59,85% — «Стройтрансгаз» (ОАО); 31,5% — «Стройтрансгаз» (ЗАО); 15,75% — ИФСК АРКС; 15,75% — УСК «Мост».
Сумма господрядов: 56,8 млрд рублей. Компании группы STG Геннадия Тимченко 6 традиционно возводят по заказу государства мосты, тоннели, дороги и газопроводы. В 2014 году ИФСК АРКС получила заказ на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области на 42 млрд рублей. ЗАО «Стройтрансгаз» выиграло десятки тендеров от одного только «Газпрома» более чем на 50 млрд рублей. А еще одной компании ОАО «Стройтрансгаз» придется строить стадионы. В августе ее назначили подрядчиком строительства арен к чемпионату мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде и Волгограде.
VI. АЛЕКСАНДР КАРМАНОВ
Заказчики: «Транснефть».
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% — Евразийский трубопроводный консорциум (ЕТК).
Сумма господрядов: 51,3 млрд рублей. В 2014 году ЕТК выиграл несколько крупных тендеров «Транснефти» на общую сумму 45 млрд рублей. ЕТК была признана победителем конкурса на поставку 68,6 тыс. тонн труб за 5,8 млрд рублей, прошедшего в январе. В мае компания выиграла еще два тендера трубопроводной монополии на общую сумму 14,7 млрд рублей. ЕТК также получила тендеры на поставку 73,3 тыс. тонн труб и 58,4 тыс. тонн труб на 6,2 млрд и 5,3 млрд рублей соответственно. А летом ЕТК выиграла конкурс на поставку труб большого диаметра на сумму более 7 млрд рублей, оставив позади ЧТПЗ, «Северсталь», ОМК и ТМК.
VII. ЗИЯУДИН МАГОМЕДОВ
Заказчики: Росавиация, Росавтодор, МРСК Сибири, РАО ЕЭС Востока.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% — «Стройновация»; 100% — «Глобалэлектросервис».
Сумма господрядов: 49,4 млрд рублей. В прошлом году компании группы «Сумма» Зияудина Магомедова 84 почти в полтора раза превысили результаты тендерной работы 2013 года. Самые крупные подряды — у «Стройновации». По заказу Росавиации она построит аэродромы в калининградском аэропорту Храброво за 3,1 млрд рублей и в аэропорту Владикавказа за 1,7 млрд рублей. Еще более крупные контракты «Стройновация» получила от «Дирекции государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».
VIII. АНАТОЛИЙ АНТИПОВ
Заказчики: Департамент строительства Москвы, РЖД.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 73% — «Трансюжстрой».
Сумма господрядов: 46,5 млрд рублей. В июле 2014 года компания выиграла тендер РЖД на строительство части Восточного полигона, входящего в БАМ, общей стоимостью 62 млрд рублей. До 2017 года «Трансюжстрою» предстоит построить семь разъездов, а также реконструировать станции Тайшет, Новая Чара, Таксимо, Вихоревка.
IX. ИГОРЬ РОТЕНБЕРГ
Заказчики: Росавиация, Росавтодор, департамент строительства Москвы, Главное управление дорожного хозяйства Московской области.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 26,4% — «Мостотрест»; 22,2% — «Трансстроймеханизация»; 100% — «Газпром бурение».
Сумма господрядов: 37,3 млрд рублей.
В 2014 году Игорь Ротенберг по сути стал самостоятельным бизнесменом. Взяв кредиты в банках, он выкупил активы у своего отца, Аркадия Ротенберга 27. Сейчас Игорю Ротенбергу принадлежит 68,5% компании Marc O’Polo Investments Ltd (владеет 38,6% инфраструктурной фирмы «Мостотрест») и доля в девелоперской компании «ТПС недвижимость», развивающей крупные торгово-развлекательные центры в России и на Украине. Также Игорю досталась компания «Газпром бурение», генподрядчик «Газпрома» по строительству скважин. В итоге компании, перешедшие Ротенбергу-младшему, выиграли больше подрядов госкомпаний, чем отцовский «Стройгазмонтаж», один из основных подрядчиков «Газпрома» (250 подрядов на 105 млрд рублей).
X. АЛЕКСЕЙ РЕПИК
Заказчики: министерство здравоохранения РФ и региональные подразделения.
Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% — «Р-Фарм».
Сумма господрядов: 32,1 млрд рублей.
«Р-Фарм» — абсолютный лидер системы госзаказа по числу выигранных тендеров (около 30 тыс.). Ближайший конкурент, фармдистрибьютор «Евросервис» имеет всего 7 тыс. тендеров.
Понятное дело, этот список неполный, тем не менее он даёт чёткое представление о том, кому на Руси нынче живётся хорошо, и кто при нынешней власти никогда не обеднеет.
© Дитрих Штеглиц