Президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное сообщение, а уже потом заняться вопросами, связанными с поиском дополнительных средств.
Он в частности сказал:
«Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими РАО «РЖД» регионам по решению проблемы».
Он подчеркнул, что движение необходимо восстановить, не дожидаясь формальных решений, в том числе, —
«...провода через парламент или решения правительства.
Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?».
Он подчеркнул, что нужно было добиться того, чтобы выполнялись все договоренности:
«Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьёзно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьёзный подход, это же касается тысяч людей».
«ОТМЕНА ТАМ, ГДЕ АЛЬТЕРНАТИВА РЕАЛЬНА»
Вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у президента признал:
«...ситуация с пригородным сообщением сложная».
Он объяснил это переходом на новые принципы договорных отношений между ОАО «РЖД» и субъектами
РФ.
В правительстве придерживаются мнения, что большинство пригородных железнодорожных маршрутов должны быть восстановлены и сохранены, подчеркнул вице-премьер. По его словам, правительство намерено восстановить пригородное движение в течение месяца.
Аркадий Дворкович:
В правительстве придерживаются мнения, что большинство пригородных железнодорожных маршрутов должны быть восстановлены и сохранены, подчеркнул вице-премьер. По его словам, правительство намерено восстановить пригородное движение в течение месяца.
Аркадий Дворкович:
«Отмена может быть только по тем направлениям, где альтернатива реальна: есть хорошая дорога, хорошее автобусное сообщение и время перевозки автобусами достаточно короткое».
В конце января премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что государство будет решать проблему нехватки пригородных поездов «в масштабах страны», в том числе, возможно, за счёт выделения дополнительных средств регионам и ряда налоговых решений.
Позже на селекторном совещании в Горках Дмитрий Медведев сообщил, что правительство рассматривает вопрос о возможном установлении на 2015-2016 годы льготной ставки НДС на пригородное железнодорожное сообщение. Он отметил, что это позволит «отчасти уменьшить давление на тариф».
Позже на селекторном совещании в Горках Дмитрий Медведев сообщил, что правительство рассматривает вопрос о возможном установлении на 2015-2016 годы льготной ставки НДС на пригородное железнодорожное сообщение. Он отметил, что это позволит «отчасти уменьшить давление на тариф».
НАША СПРАВКАЧто происходит с электричками в России?В 2014 году отменены около 600 электричек — 10% всех пригородных поездов в России, в январе этого года еще около 200. Главная причина — низкая окупаемость пригородного транспорта и задолженность регионов перед РЖД. По словам главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, транспортная ситуация обострилась в 22 регионах.
Как уже писалось выше, 4 февраля Владимир Путин потребовал немедленного возвращения электричек: «Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей».
В ответ РЖД пообещало вернуть электрички в минимально возможные сроки.
Как так получилось?Пригородные перевозки из-за небольшого количества пассажиров в большинстве регионов убыточны. К примеру, в 2010 году выручка РЖД от продажи билетов (pdf) на электрички составила около 14 млрд рублей при себестоимости услуг почти в 43 млрд рублей.
С 2011 года перевозкой пассажиров в пригородных поездах занимаются специальные «дочки» РЖД. Всего их 27. В большинстве компаний региональные власти выступают как соучредители. Правительство региона заказывает пассажирские перевозки в своей компании. Та оценивает свои расходы и приблизительный пассажиропоток. Поскольку компания — монополист, она согласовывает тариф со специальной региональной комиссией. Правительство региона затем решает, сколько будут платить пассажиры. К примеру, если тариф компании — 30 рублей за 10 км пути, то регион может субсидировать перевозки: 20 рублей будет платить пассажир, а 10 рублей перевозчик получит из казны.
В 2013 году в шести из 73 регионов пассажиры полностью оплачивали стоимость проезда, ещё в 15 — регионы не имели задолженности перед «дочками». У остальных были проблемы.
Самым ярким примером такого конфликта стала к информационная война между «Северной пригородной пассажирской компанией» и губернатором Волгоградской области Олегом Кувшинниковым. Перевозчик отменил электрички, объяснив это тем, что регион за 4 года задолжал компании более 728 млн рублей: тариф для пассажиров был низким, а субсидии не выделялось. Губернатор в видеообращении обвинил компанию в непрозрачности и неэффективности.
Похожая ситуация сложилась и в других проблемных регионах: где-то регион отказался от пригородных поездов, решив заменить их более дешевыми автобусами (как в Кировской области), где-то в региональном бюджете просто нет средств на субсидии (Новгородская область), а где-то, как в Вологодской перевозчик отменил электрички из-за задолженности региона.
В Центральном Черноземье России также было отменено почти 50 электричек по 24 направлениям. В ответ региональные власти стали интенсивно заменять эти маршруты пригородными автобусами.
Почему себестоимость перевозок так высока?70% расходов «дочек» РЖД на организацию пригородных перевозок — арендная плата за подвижной состав головной компании. Именно эта часть расходов чаще всего подвергается критике.
Замначальника департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Максима Шнейдера объяснил это тем, что в аренду по себестоимости брать дешевле, чем покупать, так как РЖД отдает составы по себестоимости — то есть с учетом амортизации, при этом нет необходимости платить налог на имущество. По инициативе Минфина, с 2016 года РЖД перестанет закупать подвижной состава для пригородных компаний. Их должны будут субсидировать либо сами регионы, либо федеральный бюджет.
©
Денис Фролов
Воронеж — Липецк — Москва
Воронеж — Липецк — Москва