Заявление белорусского президента о готовности выработать единую с Россией позицию по Украине неоднозначно оценивается экспертами в Минске.
На совместной коллегии внешнеполитических ведомств Белоруссии и России, состоявшейся в минувший вторник, 18 ноября, в Минске, глава российского МИДа Сергей Лавров повторил, что Москва считает смену власти в Киеве «вооружённым антиконституционным переворотом», и раскритиковал нынешние украинские власти.
Вместо «налаживания устойчивого контакта с теми, кто не принимает результатов вооружённого переворота», Киев, по словам министра, «взял курс на социально-экономическое удушение юго-востока Украины, грозит возобновлением силового решения конфликта».
Запад, по заявлению Сергея Лаврова, в связи с украинскими событиями проводит «ползучее расширение на восток».
Подобные тезисы прозвучали также на встрече российского министра с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
И белорусский лидер, старательно избегавший до этого резкой критики действующих украинских властей и вновь как будто налаживающий отношения с Западом, продемонстрировал готовность согласиться с Москвой и выработать единую позицию, «чтобы мы могли вместе чётко действовать в одном ключе».
Александр Лукашенко заявил:
«В последнее время ситуация вокруг наших границ, Союзного государства настораживает. Мы не можем согласиться с той активностью, которая сегодня предпринимается со стороны западных государств на западных границах нашего Союзного государства. Мы не можем согласиться с тенденцией ухудшения ситуации в Украине, не только в донбасском, донецком регионах, но и в целом в Украине».
Минск втягивается в разборки?
Александр Лукашенко заявил:
«Я хотел бы, чтобы мы и вы, вместе с Владимиром Владимировичем, коллегами из министерств внутренних дел России и Белоруссии обсудили ситуацию и пришли к какому-то единому мнению, может быть, даже к единой позиции — почему «может быть»?, — у нас расхождений практически нет, — чтобы мы могли вместе чётко действовать в одном ключе».

«Военное сотрудничество Беларуси и России — самая продвинутая сфера в союзной интеграции. И стремление Лукашенко сыграть какую-то роль миротворца в украинском конфликте декоративно. Когда говорят, что Беларусь, стратегический союзник России, имеет особую позицию и не допустит агрессии в отношении Украины со своей территории, — это, как минимум, наивно. Бывают разные виды агрессий. Не обязательно в буквальном смысле российские танки через Беларусь пойдут на Чернигов».
Военные аналитики в Белоруссии давно говорят о неизбежности втягивания Минска в российско-украинские «разборки», ссылаясь на факты расширения российского военного присутствия в Белоруссии.
Обновляется оснащение белорусско-российской системы ПВО; до конца нынешнего года Россия намерена завершить поставку в Белоруссию четырёх зенитных ракетных комплексов С-300.

Александр Алесин, военный обозреватель «Белорусских новостей», пишет:
«Авиабаза в Бобруйске может быть использована в особый период, как аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков. Что, наряду с другими мерами, станет сдерживающим фактором в наметившемся противостоянии Москвы с НАТО. При этом выбор места размещения будущей авиабазы в связи с событиями в Украине представители российских ВВС отрицают».
Невыгодные речи
Лукашенко, впрочем, крайне невыгодно демонстрировать возрастающую зависимость от военно-политических планов Москвы, подчеркивают аналитики.
В наступающем 2015 году Александр Лукашенко намерен вновь баллотироваться на президентский пост, и нынешний его рейтинг, по свидетельствам социологов, растет именно потому, что на фоне украинского кризиса соответствует электоральному заклинанию «лишь бы не было войны».
Евросоюз приветствовал создание в Минске переговорной площадки для урегулирования украинского кризиса с участием ОБСЕ. В том числе и благодаря миротворческому имиджу Минск стремится к широкому привлечению западных инвестиций, налаживанию бизнес-контактов. Перспективы бизнес-проектов особенно важны в ситуации ослабления российского рубля и финансово-экономической поддержки России.
Александр Класковский замечает:
«Нынешний разговор с Лавровым — медвежья услуга белорусской стороне, потому что Минск пытался всячески по возможности занимать относительно нейтральную позицию в отношении Украины. А здесь, демонстрируя лояльность высокому гостю из Москвы, и министр иностранных дел Беларуси Макей, и президент Лукашенко вынуждены были вести «промосковские» речи».
«Вильнул хвостом» или «поджал хвост»?
Александр Класковский объясняет:
«Лукашенко — старый мастер конъюнктурной риторики. И какие-то фразы, которые льют бальзам на душу Кремлю, ровно ничего не значат. Например, Лукашенко много говорил о Евразийском союзе и радужных его перспективах, но на днях на совещании со своими чиновниками заявил, что надо всячески блюсти свой интерес, защищать отечественного производителя, несмотря ни на какие обязательства в Таможенном союзе, в Евразийском союзе. Своя рубашка ближе к телу — главное кредо белорусского руководства во всех сферах, будь то экономика, внешняя политика или военный союз».
Но «вильнув хвостом» перед кремлевскими союзниками, белорусский президент рискует не только своей репутацией, уверен эксперт:
«Этот сегодняшний каскад высказываний подрывает репутацию Минска как удобной и относительно нейтральной площадки для переговоров по украинскому вопросу. Возможно, Москва, в которой многие были недовольны относительной самостоятельностью Лукашенко, и хотела бы с этим визитом показать, что никакой самостоятельности нет: смотрите, это наши вассалы. Киев, конечно, после этого будет более скептично смотреть на возможности переговоров в минском формате».
© Дитрих Штеглиц
Свободный репортёр
по материалам прессы и Интернета