Google+

вторник, 6 марта 2012 г.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ РОССИИ: СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Черноморский флот (ЧФ) — оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Чёрном море. Правопреемник Черноморского флота СССР, который в свою очередь стал правопреемником Черноморского флота Российской империи.

Основными базами являются Севастопольская военно-морская база и Новороссийская военно-морская база.

Начало истории

13 мая1 1783 года Азовская флотилия, состоявшая 11 кораблей вошла в Ахтиарскую бухту (Крымский полуостров), где был заложен Севастополь, ставший главной базой флота2. Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти корабли составили ядро нового флота.
В 1785 году был утверждён первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов, личного состава — 13,5 тысяч человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство.
Парусный флот — развитие и боевое использование
В XVIII—XIX веках Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Османской империей, Францией и другими государствами.
Строительство и победы Черноморского флота связаны с именами выдающихся флотоводцев: Фёдора Ушакова3, Дмитрия Сенявина4, Михаила Лазарева5, Павла Нахимова6, Марко Войновича7 и других.
Русско-турецкая война 1787—1791
Несмотря на численное превосходство турецкого флота, Черноморский флот нанёс ему крупные поражения в сражениях в днепровском Лимане,у Фидониси, в Керченском сражении, у Тендры и у мыса Калиакрия8.
В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Николая Мордвинова9, Марко Войновича и Фёдора Ушакова.
В 1789 году в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь, и сюда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейство.
Война с Францией
Во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ушакова вела в 1798—1800 годах боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев островом Корфу.
Русско-турецкая война 1806—1812
В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Дмитрия Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.
Русско-турецкая война 1828—1829
Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями.
К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др.
Крымская война
Крымская война 1853—1856 велась Россией с коалицией Франции, Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Чёрного моря, на Кавказе.
30 ноября эскадра под командованием вице-адмирала Павла Нахимова в ходе Синопского сражения уничтожила турецкую эскадру Османа-паши. «Синопский инцидент» послужил формальным основанием для вступления Англии и Франции в войну против России.
Во время Севастопольской обороны 1854—1855 большая часть судов Черноморского флота была затоплена на Севастопольском рейде, черноморским морякам под руководством адмирала Владимира Корнилова10, вице-адмирала Павла Нахимова и Владимира Истомина11 пришлось сражаться на суше.
После Крымской войны
Согласно отдельной русско-турецкой конвенции, подписанной по окончанию Крымской войны, каждая из черноморских держав могла иметь для береговой службы по шесть паровых судов длиной до 50 метров по ватерлинии и водоизмещением до 800 тонн, а также по четыре легких паровых или парусных судна водоизмещением до 200 тонн. Однако, в результате того, что во время войны Россия потеряла большую часть Черноморского флота, на Чёрном море не было даже установленного количества судов. По этой причине сюда были переведены шесть корветов Балтийского флота. В сентябре 1857 года из Кронштадта в Николаев под командованием капитана 1-го ранга Ивана Лихачёва12 прибыл отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав», а к концу апреля 1858 года прибыл второй отряд, состоящий из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк», под командованием капитана 1-го ранга Анемподиста Винка13. Позже для нужд флота уже в Николаеве были построены парусно винтовые корветы «Сокол», «Ястреб», «Кречет», «Львица» и «Память Меркурия». Заложенный в Николаевском адмиралтействе до окончания войны корвет «Воин» не проходил по требованиям к водоизмещению и после спуска на воду был введен в состав флота в качестве транспорта.
Ограничения Парижского мира были сняты в 1871 году.
Возрождение флота
В конце XIX века Черноморский флот был возрождён как паровой броненосный флот, причем строящиеся в Николаеве и Севастополе броненосцы были более мощными и крупными, чем корабли аналогичного класса на Балтике. Причина этого кроется в том, что международные соглашения запрещали проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы, и в штабах регулярно строились планы по их захвату, а контролирующая их Османская империя и стоящая за ней Великобритания считались более вероятными противниками, чем весьма удаленная Япония или дружественная Германия. К тому же на Балтике значительная часть средств уходила на строительство крейсеров — истребителей торговли, а броненосцы долго не могли избавиться от ярлыка кораблей береговой обороны.
Таким образом, вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский, и всего к началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.
1905—1907
В 1905 году на флоте имели место беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков», получившие название «Севастопольское восстание».
Первая мировая война
К началу Первой мировой войны в составе Черноморского флота имелось 5 линейных броненосцев, 2 крейсера, 17 эсминцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки.
Военные действия первых лет войны показали, что линкоры додредноутного типа не могут эффективно противостоять кораблям нового типа: бригада старых русских броненосцев не могла пресечь действия в Чёрном море германского линейного крейсера «Гёбен», формально проданного Турции и получившего на турецкой службе новое название «Султан Явуз Селим». Более того, наличие у противника дредноута сковывало действия всего ЧФ: эскадра опасалась выхода в море иначе как в полном составе. Тогда как корабли противника, хотя избегали прямого столкновения с превосходящими силами, при всей их немногочисленности и слабости обеспечивали достаточно эффективный контроль над акваторией малыми группами или поодиночке.
В 1911 году Россией на Чёрном море была начата постройка линкоров-дредноутов. Но возможности российской промышленности были слишком ограничены, строительство кораблей сильно затянулось по времени и не успевало к началу военных действий. К тому же российские дредноуты, будучи неплохо для своего времени вооруженными, сильно уступали зарубежным аналогам даже более ранней постройки в скорости, и обладали недостаточным для линкора того времени бронированием.
Уже во время войны в строй вступили «императрицы»: «Императрица Мария» и «Екатерина Великая». Третий дредноут «Император Александр III» был введен в строй уже после Февральской революции. А четвёртый дредноут «Император Николай I» был спущен на воду, но в состав флота до конца войны не вошёл. За годы войны в состав флота были введены 9 эсминцев, 10 подводных лодок, 2 авиатранспорта и ряд других кораблей.
8 января 1916 года произошло столкновение «Гёбена» с «Екатериной Великой»14. Несмотря на сильную на тот момент изношенность, «Гебен» все ещё имел преимущество в скорости и смог уйти, а в дальнейшем избегал подобных столкновений. Но активность германского крейсера сохранялась: вскоре после этого столкновения он прикрывал транспорты с войсками, а летом даже обстреливал Туапсе. Немцы увеличили угол возвышения своих орудий, чтобы увеличить их дальность и быть способными к ответу новым русским линкорам на предельной для них дистанции. Действия в районе Босфора русских подводных лодок и миноносцев, использовавшихся для нарушения турецких морских перевозок угля и нефти, а также для минных постановок, привели к тому, что к концу войны турецкий флот испытывал острый недостаток топлива и активных действий не осуществлял.
С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях.

История с 1917 по 1991 годы

16 декабря 1917 года в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки.
Моряки флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и Гражданской войне — в составе Азовской, Волжской и Днепровской военных флотилий и на сухопутных фронтах. С помощью моряков-черноморцев в январе 1918 Советская власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове.
В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота в Новороссийск. В начале мая 1918 года 18 боевых кораблей перешло в Новороссийск: два линкора15, десять турбинных эсминцев типа «Новик», шесть миноносцев-угольщиков устаревших типов. Тем не менее, в виду угрозы их захвата германскими интервентами, появившимися на Тамани и неукомплектованностью личным составом экипажей кораблей (особенно офицерским составом), 18 июня 1 линкор, 9 эсминцев и другие суда по приказу Владимира Ульянова (Ленина) были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе:
Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)
Ключевую роль в перебазировании флота и выполнении приказа о его потоплении сыграл командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель16. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены германскими войсками, часть была введена в строй и использовалась немцами, как часть германских сил на Чёрном море. Кроме того, в Севастополь пришли немецкие субмарины. После ухода немцев некоторое время часть боеспособных кораблей контролировали местные белогвардейские части, однако, после прихода флота Антанты, англичане и французы захватили наиболее мощные эсминцы, дредноут, тральщики и германские субмарины, многие эсминцы и подлодки были взорваны или затоплены, у броненосцев и крейсеров были взорваны машинные отделения. Белогвардейцы сумели заполучить в своё распоряжение только старый крейсер «Кагул», несколько изношенных эсминцев и тральщиков, и субмарину «Утка». Позже в их распоряжение попали несколько других кораблей, включая канонерские лодки.
Таким образом, Севастополь покинули более 130 кораблей. Для Черноморского флота наступает «чёрная полоса» — восстановить его получится лишь после освобождения Севастополя в 1920 году.
В мае 1919 года Советская власть в Крыму была восстановлена, но, вскоре, Крым был захвачен белогвардейскими войсками генерала Антона Деникина17. Во главе с генералом Яковом Слащёвым18, при поддержке белого крейсера «Кагул» и боевых кораблей стран Антанты, Черноморский флот вновь оказался в их руках. В 1920 году Антанта вернула белым многие современные корабли, однако подготовленных экипажей не хватало и корабли использовались периодически небольшими группами.
В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск Петра Врангеля19 сохранившиеся корабли и суда Черноморского флота и торговый Черноморский флот, общее число которых состаляло 150, были выведены в Константинополь, откуда часть флота, реорганизованная 21 ноября 1920 года в Русскую эскадру была переведена в порт Бизерту (Тунис). Торговые и вспомогательные корабли Черноморского флота и часть тральщиков и канонерок, несмотря на сопротивление части экипажей, были проданы частным итальянским и французским фирмам. Оставшиеся к 1924 году в Бизерте боевые корабли были в плохом состоянии, кроме того, за их возвращение французы требовали признания царских долгов и не признавали ущерб, нанесённый Советской России интервентами. В результате, корабли отправили на слом.
Уже в мае 1920 года в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей20, которые участвовали в боевых действиях против белогвардейской флотилии.
В 1921 было принято решение о восстановлении Черноморского флота. К 1928 оно было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. Флот был усилен за счёт боевых кораблей, переведённых с Балтики.
В 1929—1937 годах Черноморский флот активно вооружается — были построены более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолётов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.
К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», крейсер-минзаг «Коминтерн» три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.
Нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны. Авиация Черноморского флота нанесла ответные удары по Констанце, Сулине, Плоешти.
В ходе войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.
В 1941—1942 годах флот участвовал в обороне Одессы и Севастополя; командующий флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район.
Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.
В 1942—1943 Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.
За годы войны Черноморский флот21 высадил 13 десантов. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийская десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943.
Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, в Ясско-Кишинёвской операции 1944 года. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.
Конечно, главная заслуга в победах Черноморского флота принадлежит его мужественным бойцам. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54766 человек были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Черноморский флот был награждён орденом Красного Знамени.
В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.
В ноябре 1948 года командующим Черноморским флотом был назначен Николай Ефремович Басистый.
В послевоенные годы Черноморский флот претерпел коренную реорганизацию, пополнился новыми кораблями, другим вооружением и военной техникой, реактивной авиацией. Корабли ЧФ участвовали во многих длительных морских и океанских походах, несли боевую службу в Средиземном море и на Атлантике.

Новейшая история

Самым серьёзным ударом по Черноморскому флоту СССР стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи.
С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота РФ на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.
70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе22, Феодосии, Новороссийске и временно — в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.
В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе ежегодная арендная плата в размере $97,75 млн, выплачиваемая путём погашаемой Россией части государственного долга Украины, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года.
По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц23. На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.
Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:
«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.
Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года, и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.
Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.
Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8—10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, — прокомментировал он заявление украинской стороны».

Хроника политического противостояния

По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко, который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что, —
«...использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».
2005
Президент Украины Виктор Ющенко 17 апреля 2005 года заявил, что у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот РФ, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.
Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк после своего назначения на этот пост в феврале 2005 года заявлял, что не думает, что пребывание в Крыму Черноморского флота РФ мешает европейской интеграции Украины, поскольку в ЕС и НАТО этот вопрос считают проблемой двусторонних отношений Украины и России. Обязательства Украины, касающиеся Черноморского флота РФ, будут выполнены, — но то же самое должна сделать и Россия.
17 апреля 2005 года Виктор Ющенко заявил, что статус Черноморского флота России в Севастополе нуждается в пересмотре, в то время как Борис Тарасюк выразился ещё более ясно: пребывание российского флота в Севастополе, которое, согласно договорённостям, ограничено 2017 годом, продлеваться не будет. Александр Турчинов, возглавлявший в то время Службу безопасности Украины, высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины.
23 марта 2005 года большой десантный корабль «Николай Фильченков» начал высадку морских пехотинцев, базирующихся в Темрюке (Россия), на военном полигоне в районе горы Опук на юго-восточном побережье Крыма, что в 70 км от Керчи. Когда высадка была практически окончена, в районе учений появились украинские пограничники, которые информировали российских военных о незаконности их действий, поскольку они не получали уведомления о предстоящих учениях — а кроме того, морские пехотинцы, базирующиеся на российской территории, не имеют права без согласования высаживать десант на полигоне в Крыму, который арендует Россия. Таким правом пользуется только морская пехота Черноморского флота, базирующаяся на украинской территории.
Кроме того, Украина предъявляет России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения ЧФ РФ, требует передачи Украине средств навигационно-гидрографического оборудования безопасности мореходства на побережье Крыма, выражает недовольство нарушениями законодательства Украины об охране окружающей среды.
В декабре 2005 года Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским ЧФ. Эти действия совпали по времени с конфликтом между Россией и Украиной в отношении цен на российский газ, поставляемый на Украину.
Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров24. Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы, в том числе маяков, в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.
13 января 2006 года руководство ВМФ России обвинило Украину в захвате ялтинского маяка, используемого ЧФ25. Главком ВМФ Владимир Масорин назвал события в Ялте провокацией, недружественным актом и нарушением соглашений по Черноморскому флоту, согласно которым ялтинский маяк является объектом ЧФ России. В ответ Украина назвала обвинения Москвы провокацией и дезинформацией, подчеркнув, что все навигационные объекты в Крыму — законная собственность Украины, а во всех документах отмечается, что ответственность за безопасность судов в регионе несёт только Украина.
15 января представители организации «Студенческое братство» попытались проникнуть на территорию радионавигационной станции гидрографической службы ЧФ «Марс-75» в районе Геническа. 24 августа члены той же организации предприняли попытку проникнуть на территорию маяка «Сарыч», находящимся на одноимённом мысе.
В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр. Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка — «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» — вооружённые подразделения морских пехотинцев. В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста.
Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года, когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе, общая площадь которых около 3 км², едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.
Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».
2008
5 мая 2008 года Украина заявила «о неприемлемости осуществления во время празднования 225-й годовщины Черноморского флота парада кораблей ЧФ РФ, военно-спортивного праздника и показа военной техники и вооружений частей пехоты».
МИД Украины 24 мая 2008 года заявило, что договор о базировании продлеваться не будет, флот обязан быть полностью выведен к 28 мая 2017 года.
10 августа МИД Украины заявило, что «украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей и судов ЧФ России, которые могут принять участие в операции по принуждению Грузии к миру».
25 августа ракетный крейсер «Москва» покинул Севастополь и направился по официальной версии российских военных в Новороссийск. 27 августа корабль встал на якорь в районе столицы Абхазии — Сухума.
9 сентября Посольство России в Киеве получило из МИД Украины технологическую схему пересечения соединениями Черноморского флота РФ государственной границы Украины. Этот документ устанавливал разрешительный порядок пересечения государственной границы Украины соединениями Черноморского флота, отменённый в 2000 году по просьбе российской стороны.
В декабре были преданы огласке планы Минобороны Украины по передислокации войск к украинско-российской границе, однако после решения проблем с транзитом газа через территорию Украины и ценой на газ для Украины эти планы были забыты.
2009
23 июня украинские милиционеры задержали служебный автобус Черноморского флота с 30 матросами, которые следовали на гору Опук к месту обучения морпехов. Проверка документов продолжалась более 20 часов и завершилась составлением протоколов об административном правонарушении по статье «Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания на Украине» и попаданием одного из военнослужащих в военный госпиталь с тепловым ударом. До этого подобные случаи также имели место. Сотрудники украинской милиции ссылались на выполнение ими указа президента Украины № 705/2008 от 13 августа 2008 года «О ситуации вокруг перемещений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины». При этом командование флота направило протест в Управление МВД Украины в Севастополе. В документе ЧФ РФ требует от милиции «немедленно прекратить противоправные действия» в отношении моряков-черноморцев.
В июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию Украины, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года, нарушает законодательство Украины. 10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины, выполнив требование СБУ.
2010
Министр обороны Украины Михаил Ежель представил руководящему составу флота нового командующего Военно-морских сил страны вице-адмирала Виктора Максимова. С 2004 года В. Максимов был первым заместителем главы украинского флота. Накануне президент Украины Виктор Янукович подписал указ о назначении В. Максимова командующим украинских ВМС. Ранее бывший командующий ВМС адмирал Игорь Тенюх, которого называли идеологом «недружественных акций в отношении российского Черноморского флота», подал в отставку, мотивируя свое решение «морально-этическими причинами». 17 марта 2010 года В. Янукович подписал указ о его увольнении.
В апреле 2010 года глава МИД Украины Константин Грищенко сделал заявление, что базирование Черноморского флота Российской Федерации в Крыму не несёт угрозы Украине, о чём говорили предыдущие «оранжевые» власти на Украине:
«Я думаю, что всё зависит, прежде всего, от того, как мы выстраиваем эти отношения. База (Черноморского флота) сама по себе не может быть угрозой как таковой потому, что она существовала исторически. Это место, где Черноморский флот был уже столетиями».
21 апреля президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042—2047 годов.
27 апреля Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.
29 апреля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Аналогичный закон «О ратификации Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины» подписал 29 апреля президент Украины Виктор Янукович.
2011
Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма от 2 августа этого года, маяки Черноморского флота России должны были изъять украинские судебные исполнители. В частности, судебные исполнители должны были вернуть Украине две станции радионавигационной системы РС-10, расположенные в Евпатории и на территории Тарханкутского маяка, также изъятию подлежат 6 маяков, 9 навигационных знаков и другое оборудование, расположенное вдоль крымского побережья.
21 августа активисты молодежной организации «Студенческое братство» начали гражданскую акцию с целью активизации деятельности исполнительной службы по возвращению Украине крымских маяков: они проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили таблички «Объект министерства инфраструктуры Украины». 8 человек были задержаны моряками Черноморского флота и переданы в руки прибывшей украинской милиции. 23 августа активисты той же молодежной организации выставили пикеты в Севастополе у маяка Черноморского флота «Херсонесский» с требованием его передачи Украине. В МИД Украины отметили, что негативно относятся к попыткам представителей общественных организаций проникнуть на территорию ЧФ России в Крыму, поскольку это может привести к трагическим последствиям.
19 октября Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации.
2012
6 марта министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков попросил взять на баланс Севастополя 440 квартир Черноморского флота РФ. Причиной была заявлена высокая цена на газ.
20 апреля российская сторона попросила Украину упразднить $15 млн налогов на грузы поступающее в страну для Черноморского флота РФ. При этом Россия обещает направить освободившееся средства на содействие социально-экономическому развитию Севастополя и других населённых пунктов, где дислоцируется Черноморский флот РФ.
-----------------------------
1Здесь и далее: даты указаны по григорианскому календарю
2С 1804 года — главным военным портом
3Фёдор Фёдорович Ушаков (24 февраля 1745 — 14 октября 1817) — русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792).
В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков
4Дмитрий Николаевич Сенявин (17 августа 1763 — 17 апреля 1831) — адмирал, после 1825 года командовавший Балтийским флотом. В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах.
5Михаил Петрович Лазарев (14 ноября 1788 года, Владимир — 23 апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.
Является братом (средний из трёх братьев) вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (род. в 1787) и контр-адмирала Алексея Петровича Лазарева (род. в 1793).
6Павел Степанович Нахимов (5 июля 1802, сельцо Городок, Вяземский уезд, Смоленская губерния, Российская империя — 12 июля 1855, Севастополь, Таврическая губерния, Российская империя) — знаменитый русский адмирал.
7Марко Иванович Войнович (1750, Херцег-Нови — 1807, Витебск) — граф, происходящий из Боки Которской (ныне Черногория), адмирал (1801), командующий Черноморским флотом. Один из основателей Черноморского флота.
81788, 1790 и 1791 годы — соответственно.
9Николай Семёнович Мордвинов (28 апреля 1754 — 11 апреля 1845) — граф, русский флотоводец и государственный деятель, сын адмирала С. И. Мордвинова, один из организаторов Черноморского флота, первый в истории России морской министр (1802), председатель Вольного экономического общества (1823-40), знаменитый англоман, владелец Байдарской долины и усадьбы Мартышкино.

Видный сторонник протекционизма, автор значимых трудов по экономике, финансовой политике, сельскому хозяйству, банковскому делу. Поклонник английской политической системы, Н. С. Мордвинов имел репутацию самого либерального человека в царском правительстве и пользовался большим авторитетом среди декабристов. «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», — писал о нём А. С. Пушкин
10Владимир Алексеевич Корнилов (13 февраля 1806, Тверская губерния — 17 октября 1854, Севастополь, Малахов курган) — вице-адмирал русского флота, герой Крымской войны.
11Владимир Иванович Истомин (1809, Пензенская губерния — 19 марта 1855, Севастополь) — контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны.
12Лихачёв, Иван Фёдорович (1826—1907) — вице-адмирал (1874) русского флота, коллекционер искусства. Происходил из казанской ветви рода Лихачёвых. Старший брат археолога Андрея Лихачёва, способствовал сбережению его коллекции и созданию в Казани городского музея. Один из исследователей Дальнего Востока России, в его честь назван пролив в Тауйской губе и два мыса — в Анадырском заливе и заливе Петра Великого.
Член Русского и Французского Географических обществ, Международного института морских арбитров, Колумбийского общества, и других.
13Винк Анемподист Христофорович — кавалер ордена Святого Георгия IV класса
14Немцы ошибочно полагали, что встретились с «Императрицей Марией»
15А именно: «Свободная Россия» и «Воля»
16Владимир Андреевич Кукель (Кукель-Краевский) (12 июня 1885, дер. Вохново Красносельского уезда Петербургской губернии — 19 сентября 1938, Хабаровск) — капитан I ранга (1936), участник Первой мировой войны, активный участник гражданской войны. Репрессирован (1937).
17Антон Иванович Деникин (16 декабря 1872, пригород Влоцлавека, Царство Польское, Российская империя — 7 августа 1947, Энн-Арбор, Мичиган, США) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.
Участник Русско-японской войны. Один из наиболее результативных генералов Русской императорской армии в период Первой мировой войны. Командир 4-й стрелковой «железной» бригады (1914—1916, с 1915 года — развёрнута под его командованием в дивизию), 8-го армейского корпуса (1916—1917). Генерал-лейтенант Генерального штаба (1916), командующий Западным и Юго-Западным фронтами (1917). Активный участник военных съездов 1917 года, противник демократизации армии. Выразил поддержку Корниловскому выступлению, за что арестован Временным правительством, участник Бердичевского и Быховского сидений генералов (1917).
Один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на Юге России (1918—1920). Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Первопоходник, один из основных организаторов, а затем командующий Добровольческой армией (1918—1919). Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1919—1920), заместитель верховного правителя и верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака (1919—1920).
С апреля 1920 года — эмигрант, один из основных политических деятелей русской эмиграции. Автор воспоминаний «Очерки русской смуты» (1921—1926) — фундаментального историко-биографического произведения о Гражданской войне в России, воспоминаний «Старая армия» (1929—1931), автобиографической повести «Путь русского офицера» (издана в 1953 году) и ряда других произведений.
18Яков Александрович Слащёв-Крымский (в старой орфографии Слащов, 10 января 1886 — 11 января 1929, Москва) — русский военачальник, генерал-лейтенант, активный участник Белого движения на юге России.
19Пётр Николаевич Врангель (27 августа 1878, Новоалександровск, Ковенская губерния, Российская империя — 25 апреля 1928, Брюссель, Бельгия) — барон, русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей (1918−1920) Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше (1920). Генерального штаба генерал-лейтенант (1918). Георгиевский кавалер.
Получил прозвище «чёрный барон» за свою традиционную (с сентября 1918 года) повседневную форму одежды — чёрную казачью черкеску с газырями
20С января 1935 года — вновь Черноморский флот
21Не считая действия входивших в его состав флотилий
22Бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья
23Из них 14 подводных дизельных лодок
24Ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины

25Руководство ялтинского порта не допустило к маяку его начальника

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ